Вот мы и дождались того момента, когда можно смело заявлять — нашему авторынку скоро настанет конец. И нет, на этот раз от нас никто не собирается уходить, пока что. На этот раз мы постарались сами сделать так, чтобы продажи новых автомобилей в нашей стране скатились куда-то в пропасть, а автопарк продолжал безудержно устаревать из года в год.
И если в 2022 году наш автомобильный рынок столкнулся с проблемами из-за ухода от нас практически всех производителей и поставщиков, а также с очень сильным ростом цен, но на этот раз нас просто ждет еще больший рост цен. Казалось бы — ну куда еще цены делать выше? Вы видели, сколько стоит самая дешевая Lada Granta? С 14 августа её цена составляет 931 тысяч рублей! 931 тысяча рублей за автомобиль, в котором нет ничего, даже кондиционера.
А практически такая же версия, но с кондиционером, будет стоить уже более 1 миллиона рублей. При этом мотор 8-клапанный на 90 сил, а коробка передач — 5-ступенчатая механика. Теперь же, чтобы купить даже такую «Ладу», без шуток, нужно быть миллионером.
При этом всем, многие люди продолжают говорить о том, что 2 миллиона рублей за какой-нибудь китайский кроссовер — это дорого. Согласен, 2 миллиона рублей — очень большие деньги, но на фоне того, что уже даже пустая Lada Granta стоит 1 миллион рублей, 2 миллиона за китайский кроссовер, уже не кажется так дорого.
Но что если я вам скажу о том, что теперь официально яма для всего нашего авторынка вырыта и тут наш АвтоВАЗ постарался на славу. И думаю, что многие уже догадались, что речь идет о повышении ставок утилизационного сбора.
Разговоры о необходимости его очередного повышения, начали ходить еще весной нынешнего года. Как и в прошлом году инициатором идеи стал наш АвтоВАЗ, который под предлогом заботы о населении, просто-напросто решил еще раз обогатиться за счет людей. Почему это так? Ну смотрите, 14 августа АвтоВАЗ уже четвертый раз за год поднял цены на автомобили. При этом для этого нет никаких предпосылок.
Рубль укрепляется, цены на конкурентов не растут, а продажи, напротив, начали падать из-за очень дорогих кредитов. Но АвтоВАЗ решил, что мало он зарабатывает на продаже своих «Гранты» и «Весты» и нужно еще больше денег. А как сделать так, чтобы снизить спрос на конкурентов в нынешнем их довольно невыгодном положении и поднять спрос на свои автомобили?
Все верно, делать свои автомобили дешевле — слишком сложно и невыгодно. А вот сделать цены на конкурентов выше — вполне решаемая задача, нужно только привести необходимые аргументы.
И они нашлись, ведь Максим Соколов за нынешний год уже сто раз повторил их:
- китайцы не развивают у нас свое производство, а значит деньги из страны утекают в Китай;
- нужно поддерживать отечественного производителя, так как китайцы своими скидками уже во всю конкурируют с автомобилями АвтоВАЗа.
И если с первым не поспоришь, то вот второй факт — он просто придуман на ровном месте. Если бы АвтоВАЗ в нынешнем году не повышал бы цены так часто, собственно говоря, как и в прошлом году, то и наши автомобили никак бы не конкурировали с китайцами. АвтоВАЗ сам влез на поле китайцев и теперь решил возглавить его.
14 августа прошли слушания по поводу принятия решения о повышении утилизационного сбора в Общественной палате Российской Федерации. На данной встрече было очень много участников автомобильного рынка нашей страны. В том числе были и различные представители СМИ, например, главный редактор журнала «За Рулем» Максим Кадаков.
Участники сбора одобрили повышение утилизационного сбора, а значит, уже официально новый утильсбор одобрен. Далее осталось просто поставить подпись. Но кто-то из участников предложил решили внести некую ясность и предложили свои пути.
Максим Кадаков рассказал, что решение о повышении утилизационного сбора было принято еще давно, но оставалась некая надежда на то, что все-таки его не будут повышать. Но конечно же, если решение принято уже давно, то никто его отменять и не собирается. А раз его не собираются отменять, то можно попытаться хотя бы его оптимизировать.
Как мы уже знаем, с 1 октября утильсбор для автомобилей с объемом моторов от 1 до 2 литров вырастет на 250 тысяч рублей и составит 556 тысяч рублей. А к 2030 году его предложили повысить до 1,17 миллионов рублей. И, как говорит Максим Кадаков, на собрании даже были предложения о том, что не стоит затягивать с повышением до 1,17 млн рублей до 2030 года, а нужно сделать это быстрее.
Сам же Кадаков предложил, что если и повышать утилизационный сбор, то давайте делать что-то сами и спрашивать с наших производителей. Где у нас своя автоматическая коробка? Где у нас свой минивэн или полноприводный кроссовер? Всего этого у нас своего нет, а брать и выпускать все эти автомобили из китайских машинокомплектов под видом наших, ну такое себе занятие.
Также Кадаков озвучил идею о том — зачем повышать утилизационный сбор на условный минивэн, когда у нас подобного автомобиля вообще нет? Или на полноприводные кроссоверы, которых у нас, собственно говоря, также нет и не предвидится в ближайшее время. Вот когда появятся подобные автомобили — тогда и повышайте.
Да и если уже мы повышаем утилизационный сбор, что сами заводы могут нам предложить? Пусть откажутся от повышений цен, пусть займутся более глубокой локализацией автомобилей и так далее. А то получается, что мы платим больше денег, а производители ровным счетом ничего нам не могут предложить взамен, кроме повышения цен на свои автомобили.
Да и вообще, нужно ли сегодня защищать наш АвтоВАЗ? У нашего предприятия и без того дела идут очень хорошо. В нынешнем году дилеры уже неоднократно ставили рекорды продаж, да и сама по себе марка Lada продается сегодня лучше остальных. А если завод не будет систематически повышать цены, то и никакие китайцы не будут конкурировать с нами. А так получается, что весь наш автопром просто уйдет на дно ямы, которую вырыл сам АвтоВАЗ, так как продажи будут очень сильно падать.
Но пока само решение о повышении утилизационного сбора выглядит как неплохой вариант, как начать зарабатывать нашему АвтоВАЗу еще больше денег. Почему АвтоВАЗ может подобным образом влиять на весь рынок? Что наш завод сделал или выпустил такого, чтобы люди поддержали это решение? Да ничего, «Гранта» уже стоит неимоверно дорого, выпускают все ту же «Ниву», которая в базе тоже уже стоит под 1 миллион рублей, а Niva Travel уже давно перешагнула этот рубеж. Vesta в базе стоит от 1,5 миллионов, а Largus — от 1,6 млн рублей.
Зачем повышать его на те автомобили, которые мы просто не производим? Пусть сначала наши производители начнут выпускать все эти автомобили, а не продавать нам уже устаревшие и архаичные модели, а там уже поговорим.
А так, повышая цены на автомобили мы не придем ни к чему хорошему. Китайские производители точно не кинутся к нам в страну строить заводы и повышать уровень локализации. Да, кто-то это будет делать, но на это уйдет точно не 1 и не 2 года. А кто-то просто уйдет, так как с повышением цен продажи обвалятся.
Да и вряд ли люди будут так активно покупать наши автомобили. Многие и вовсе тогда начнут привозить для себя автомобили из-за границы, пока льготный утильсбор составляет всего 3,4 тысяч рублей для частников. Сегодня многие так и делают, возят автомобили из Китая или Южной Кореи. И хоть корейцы и запретили экспорт автомобилей с объёмом мотора более 2 литров, но все равно есть компании, которые продолжают это делать.
Плюс ко всему, повышение утилизационного сбора скажется не только на стоимости автомобилей, но и на стоимости продуктов и всего прочего, где есть автомобили. Короче говоря, от повышения утилизационного сбора простые люди точно не останутся в выигрыше.
Спасибо за внимание.