В международный прокат вышел триллер М.Найта Шьямалана "Ловушка" (2024). Талантливый режиссер индийского происхождения, создатель кинокартин "Шестое чувство", "Стюарт Литтл", "Сплит", "Таинственный лес", "Повелитель стихий" и других, выпустил фильм, в котором чего и кого только нет. Автор перенасытил "Ловушку" отсылками к Хичкоку, "Молчанию ягнят" и даже к семейной комедии "Ловушка для родителей", отдал музыкальное сопровождение на откуп дочери и ее же сделал антагонистом главного героя – в общем, триллером о маньяке довольны все, кроме зрителей.
Реальная основа триллера "Ловушка"
Описание фильма обещало интересный сюжет: главный герой приходит на концерт с дочерью-подростком, но выступление ее кумира оказывается ловушкой для серийного убийцы.
В основе "Ловушки" лежат реальные события: в середине восьмидесятых вашингтонское отделение полиции провело операцию "Флагман" по поимке сотни беглых заключенных. Им разослали бесплатные билеты на американский футбол, а потом арестовали прямо во время матча.
Не могу не сделать отступление по этому поводу. Если бы операцию в точности скопировали в фильме, это вызвало бы массу вопросов: раз было известно, куда отправлять бесплатные билеты, чтобы они дошли до адресатов, почему беглецов не арестовали сразу, зачем все эти танцы на футбольном поле? Но главное, как полиция в принципе могла рисковать тысячами болельщиков, если в любой момент ситуация могла выйти из-под контроля?
Те же вопросы можно отнести и к фильму. И если момент с билетами на концерт в финале объясняется, то второй - об угрозе жизни зрителям во время поимки опасного преступника, остается. И ведь уже не отмахнешься - "Да это же кино!", оказывается реальные полицейские операции проводятся с теми же рисками.
Содержание фильма "Ловушка" (2024)
Вернемся к сюжету. Главный герой фильма, Адамс Купер (Джош Хартнетт), поначалу показан с исключительно положительной стороны: у него благородная профессия - Купер работает пожарным, спасает жизни людей; он заботливый отец - ведет дочку Райли (Ариэль Джой Донохью) на концерт ее кумира, Леди Рэйвен (Салека Найт Шьямалан). Купер в курсе проблем дочери в школе, ободряет и поддерживает ее, старается исправить ситуацию. Словом, отец года, не иначе.
Но постепенно зрители начинают замечать, что с отцом Райли что-то не так. Он слишком тревожится по поводу большого количества полицейских на концерте, постоянно озирается, ищет взглядом запасные выходы, а когда из зала начинают выводить одного мужчину за другим, оставляет дочь среди зрителей, а сам то и дело выходит в фойе.
Пожарный или Мясник? Доктор Джекил или Мистер Хайд?
На наших глазах Купер из добропорядочного отца семейства превращается в серийного убийцу – Мясника, похитившего и расчленившего на детских площадках 12 человек.
Это не спойлер. Интрига фильма заключается не в том, чтобы понять, кто является маньяком, а в том, чтобы следить, как он будет выбираться из ловушки. Шьямалан словно помещает зрителей в шкуру загнанного в угол зверя, чтобы те, кто находятся по ту сторону экрана, увидели ситуацию его глазами и где-то даже стали соучастниками серийного убийцы.
Идея великолепная, а вот реализация подкачала.
Во-первых, Джош Хартнетт, на мой взгляд, не справился с ролью. Он органично смотрится в роли заботливого отца, но артисту не веришь, когда тот перевоплощается в психопата. Мне не хватило контраста между двумя полярными состояниями. Злобный Мистер Хайд слабоват по сравнению с лучезарным Доктором Джекилом.
Скорее всего, не артист, а режиссер выбрал неверный рисунок роли для главного героя. Чтобы балансировать между двумя личностями, Купер должен быть не неуклюжим плюшевым мишкой, каким он показан в образе отца, а искусным лжецом, просчитывающим последствия от каждого своего шага.
Но ни в Купере-пожарном, ни в Купере-маньяке этого нет: он простоват для подобных маневров. Вывернутой наизнанку истории не хватает психологизма. Будь образ Купера глубже и сложнее, следить за ним было бы интереснее.
Во-вторых, в любом триллере самое главное - это растущее напряжение. Казалось бы, в сюжете есть все предпосылки для постоянного роста ставок. Убийцу загнали в ловушку, он ищет из нее выход. С каждым последующим ходом кольцо вокруг него сжимается, и находить решение все труднее.
Формально в фильме все так и происходит. Но связано это не с изобретательностью главного героя, а с его невероятной везучестью. Продавец фанатского мерча сразу же выбалтывает Мяснику чуть ли не все подробности суперсекретной операции (потрясающую осведомленность обычного продавца футболок даже обсуждать не будем), в результате Купер становится обладателем карты для прохода в служебные помещения, кодового слова для сотрудников и даже полицейской рации.
На концерте присутствует 20 000 человек, но благодаря вранью Купера его дочь единственную выбирают на роль "Девушки-мечтательницы", и перед преступником открывается проход за кулисы. Для этого нужно было всего лишь обратиться к ближайшему сотруднику, стоящему в проходе между рядами, который внезапно оказался родным дядей суперзвезды Леди Рэйвен и смог повлиять на исход выбора "Девушки-мечтательницы".
И таких удобных для Купера совпадений в фильме хватает. В том числе и в финале, который оставляет недвусмысленный намек на продолжении истории о везучем маньяке.
Шьямалан признался в интервью, что сценарий "Ловушки" написал очень быстро, гораздо быстрее, чем все все остальные свои сценарии. Оно и видно.
Что понравилось в фильме.
Несмотря на недостатки, я не могу сказать, что это плохой фильм, и он не стоит вашего внимания. "Ловушка" прекрасно снята, режиссер умело манипулирует зрителями, погружает их в происходящее на экране, как в виртуальную реальность.
У фильма интересное музыкальное сопровождение. Дочь Шьямалана, Салека, играющая в "Ловушке" популярную певицу, написала для фильма 14 музыкальных композиций. Ни одна, если честно, не запала в душу, но для передачи атмосферы мега-концерта они подошли идеально.
Очень хороша в роли девочки-подростка Ариэль Джой Донохью. Пожалуй, она сыграла в "Ловушке" лучше всех.
А что скажете вы? Смотрели фильм, понравился?
Пишите в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы не потеряться!