Всем привет, друзья!
«ВАШЕМУ СЫНУ ПОГРАНИЧНИКУ СПЕКОВУ АЛЕКСАНДРУ ВАСИЛЬЕВИЧУ, ГЕРОЙСКИ ПОГИБШЕМУ В БОЯХ ЗА РОДИНУ, ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. ИМЯ ЕГО БУДЕТ ВЕЧНО В СЕРДЦАХ КАЖДОГО БОЙЦА, КОМАНДИРА ВОЙСК НКВД И ВСЕГО СОВЕТСКОГО НАРОДА КАК ПРИМЕР МУЖЕСТВА, ОТВАГИ И БЕССТРАШИЯ.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАРОДНОГО КОМИССАРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР КОМКОР МАСЛЕННИКОВ»
Правительственная телеграмма родителям Спекова Александра Васильевича от заместителя народного комиссара внутренних дел Союза ССР комкора Масленникова о присвоении А. В. Спекову звания Героя Советского Союза (1940)
Вот, наконец, и застава, о которой так мечтал паренёк из далёкого Бийска Александр Спеков. Начались боевые будни.
Командир отделения вначале отнёсся к Спекову с недоверием. Невелик ростом, узкоплеч. Не похож на сибиряка. Но солдат оказался выносливым и упорным. Он легко бегал на лыжах. Перехватывая столб стальными когтями, привязанными к валенкам, моментально взбирался на верхушку и, не слезая обогреться, подолгу работал там в темноте на секущем холодном ветру.
Война с белофиннами застала Спекова на границе. Его направили в роту, державшую оборону на важном участке. В ту зиму стояли небывалые морозы. В лесах Карелии от холода лопалась кора деревьев, трещали стены домов. Но пограничная часть и в таких условиях сумела перейти в наступление. Противник отчаянно контратаковал. Тщетно!
Подразделение, которым командовал старший лейтенант Оприняк, находилось в авангарде полка. Александр Спеков был телефонистом одного из постов. Место вокруг было глухое. На скате каменистого холма пограничники вырыли укрытия.
В хвойной чащобе лесной опушки пограничники разыскали приземистую сторожку. Спеков обрадовался. Сторожка была недалеко от окопов стрелков. Из её маленького окна просматривалась лежащая перед лесом болотистая низина.
— Этот теремок нам пригодится! — сказал Спеков сержанту Иванову, показав на сторожку.
Спеков протянул в сторожку телефонные провода, поставил аппарат на колченогий, сколоченный из неоструганных досок столик. Скоро сюда собралось обогреться несколько пограничников.
— По местам! — вдруг раздалась команда. Это в сторожку вбежал сержант Иванов. — Вызывай, Спеков, подмогу. Нас-то ведь тринадцать, а их...
В мутноватом рассвете зимнего утра стекла бинокля поймали плотную, быстро двигавшуюся вперёд цепь лыжников. Враг. Не доходя до опушки леса метров четырёхсот, лыжники разбились на три группы и «веером» двинулись к лесной сторожке. Враги, видно, напали на ночную лыжню пограничников, определили их силы и решили атаковать с ходу. Чувствовалось, что они действуют уверенно, с надеждой на успех.
Спеков связался со штабом и доложил обстановку.
— Держитесь! — приказал старший лейтенант Оприняк. — Высылаем поддержку.
Но группе, выделенной в помощь разведчикам, надо было идти не менее четырёх километров, а бой уже начался. Из-за камней и стволов деревьев гулко полоснули по стенам сторожки пулемётные и автоматные очереди, пули прошили стены, срезали нижние сучья на елях, окружавших домик. Пограничники на огонь не ответили, замерли в укрытиях. Среди сугробов показались атакующие враги. Они шли с трёх сторон.
Двенадцать гранат одновременно брызнули смертоносными осколками у самых ног лыжников. Враги отступили, оставив на снегу десятки убитых.
Сквозь оконце Спекову были видны окопы товарищей. На шатком столике рядом, с аппаратом у телефониста лежали гранаты и заряженный автомат. Спеков выбил в окошке стекло, чтобы поддержать боевых друзей огнём.
Загудел телефон. Оприняк сообщил, что поддержка выслана, и затем поминутно справлялся о ходе боя.
— Первая атака отбита, — сдержанно доложил Стеков. — Уничтожено не менее двадцати солдат, но по-прежнему наседают...
Спеков с тревогой заметил, что Савватеев и Иванов перестали стрелять. В образовавшуюся брешь могли прорваться враги. Положив автомат на подоконник, не спуская глаз с кустарников, за которыми лежали в снегу финны, Александр прижал к уху холодную трубку телефона и с горечью доложил:
— Убиты Савватеев и Иванов. Остальные ведут бой.
С этой минуты Спеков принял на себя оборону сектора погибших товарищей. В руках у него автомат, за ремнём — телефонная трубка. Из окна, как из амбразуры, он бил наседающих врагов короткими очередями. Трубка снова гудит. На вопрос Оприняка Спеков ответил:
— Осталось четверо. Будем держаться до последнего...
Огонь пограничников стал ещё слабее. Прошло несколько минут — затих совсем. Враги в белых халатах поднялись из сугробов и сквозь кусты рванулись к сторожке. Взрывы гранат тряхнули стены, с треском вылетели рама и оконные стояки. Смолистые, расщеплённые пулями бревна жарко загорелись. Но из окна сторожки продолжал бить автомат. Огонь сразу охватил внутри сторожки стены. Сторожка наполнилась едким дымом. Снеков, сжав в руке трубку телефона, с трудом доложил:
— Все убиты. Сторожка горит. Задыхаюсь от дыма...
В трубке зашипело и вдруг она смолкла совсем. Враги перерезали провод. Сторожка горела всё сильнее.
В разрывы дыма, клубящегося из окна, Спеков с ненавистью смотрел на врагов. Они, должно быть, решили, что в этом пылающем костре никто не мог остаться в живых, и собрались в плотную группу, шумно разговаривая на своём языке.
— Говорите, говорите... Это ваши последние слова, — прошептал Спеков, чувствуя, что горят уже полы полушубка, что огонь палит колени.
Солдат отодвинул от окна охваченный пламенем столик. Стиснув зубы, собрав все силы, Спеков решительным рывком выскочил из окна, сжимая в руках гранаты. Горящим комком он упал среди врагов, и гранаты рванулись с такой силой, что качнулись верхушки елей, дрогнули догорающие стены сторожки...
* * *
Двадцать лет прошло с того хмурого февральского дня, когда Александр Спеков погиб в бою с врагами Родины. Но имя его на Кольском полуострове известно широко. Тут есть пограничная застава, которой постановлением правительства присвоено имя Героя Советского Союза Александра Васильевича Спекова. Комсомольцы Кандалакши недавно решили своими руками, на свои средства поставить ему памятник. Они собрали более ста тысяч рублей. И теперь памятник встал на высоком холме, с которого видна вся Кандалакша.
Недавно кандалакшские комсомольцы и пограничники получили письмо из Бийска от Елизаветы Даниловны Спековой — матери героя. Она рассказала молодёжи, что Саша был трудолюбивым пареньком, работал на заводе «Механлит» учеником токаря, а потом токарем механических мастерских по ремонту сельскохозяйственных машин. Перед призывом в армию он отказался от положенного отдыха, заботясь о том, чтобы подготовить машины к уборке урожая. В рабочем коллективе он вступил в комсомол, полюбил труд, привык бороться за общие интересы.
«Не бойтесь труда, настойчиво преодолевайте трудности, — пишет Елизавета Даниловна, — только так воспитывается сильный характер»
Эти материнские слова хорошо знают все пограничники заставы имени Александра Спекова, и они не боятся труда и трудностей...
М. АБРАМОВ (1960)
★ ★ ★
ПАМЯТЬ ЖИВА, ПОКА ПОМНЯТ ЖИВЫЕ...
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
★ ★ ★
Поддержать канал:
- кошелек ЮMoney: 410018900909230
- карта ЮMoney: 5599002037844364