Продаю часы с Боем. Бой - 18 лет, светловолосый, голубоглазый...
Сегодня для меня и нашего папы особенный день. Он печальный и радостный. Для каждого родителя день, когда ребенок становится взрослым, не простой. Восемнадцать лет назад, в середине самого щедрого летнего месяца, поспешил войти в этот мир мой сын.
Первые годы его жизни были сложными для нас, хотя он был очень спокойным малышом: кушал, улыбался и хорошо спал. Первая улыбка – для меня, когда лежали с ним в больнице сразу после роддома. Первые шаги и слова до года, несмотря на диагнозы врачей, были более долгожданнее и волнительные, чем с дочкой.
Потом долгие походы по врачам, инвалидность в 1,5 года. Поездки и обследования в Харькове и Москве, сложная операция в 3,5 года, привыкание к слухо-речевому процессору и снова Центры реабилитации, каждые полгода, куда они вдвоем ездили с отцом. Никогда он не плакал, не истерил, когда нужно было проходить неприятные процедуры.
Он многие годы учился прислушиваться и распознавать новый мир звуков, который был для него новым, непривычным и утомительно шумным. Пытался проговаривать и повторять за нами в процессе обучения простые и не всегда понятные слова. Зато гораздо быстрее выучился языку жестов и бойко «болтал» на нем в садике с такими же малышами. Его первое предложение, которое детки говорят в 2 годика, было выстрадано и нами и им, спустя год после имплантации: «Мама, лублу тебя».
Был тихим и спокойным; плакал только когда приходилось по утрам в садике расставаться со мной, долго грустил, сидел и смотрел в окно и на двери, ожидая моего возвращения вечерами. Нам нужно было много работать на те же поездки и занятия/реабилитации, помощников в лице дедушек-бабушек не было. Сердце оставалось с ним, когда приходилось оставлять его с воспитателем и уходить почти на весь день.
У меня с ним с рождения крепкая эмоциональная связь: сын сильный эмпат – чувствовал моё настроение и переживания, быстро засыпал, если я была рядом, положив мою ладонь под свою светлую голову. Лет до 9 пела ему почти каждый вечер колыбельные, хотя он их совсем не слышал (аппарат снимали на ночь для подзарядки аккумулятора). Это мы так думали, а он через вибрацию у моей груди запомнил этот ритм и слова. И уже постарше мне об этом сказал, когда услышал эти песни.
На комиссии (ЦПМПК) за несколько месяцев до 7 лет ему одному из дошкольной группы дали положительное заключение и направление в 1 класс. Сколько материальных средств, усилий, нервов, поездок и сил нам стоили подготовка, занятия и обучение до школы! Когда в семье такой «особенный» ребенок, почти все усилия будут продуктивны, если «вложить» лет до 5-6 в его развитие. И не забывать, что есть еще другая школьница. И ей нужны внимание, общение и забота...
В классе сынок был единственным, кто имел самую «тяжелую» 4 степень тугоухости (глухоты) и слухо-речевой процессор. Другие могли слышать и без слуховых аппаратов, значит гораздо лучше и разговаривали, и понимали и воспринимали речь. И процесс обучения для них был доступнее и легче. Он по-прежнему неохотно общался, предпочитал написать, чем сказать, был скромен и немногословен, но усидчивым и прилежным учеником. Математику, информатику, физику понимал с лёту, просчитал в уме сложные уравнения и алгоритмы.
Как мы выучили таблицу умножения...не помню – слишком быстро он всё запоминал, у него хорошая зрительная (фотографическая) память до сих пор. Русский язык и разговорная речь для него понятны «в теории», но очень сложны на практике. Сочинения, изложения, пересказ – это «боль». Зато география, биология, ИЗО, физика, информатика, не считая математику, были любимыми уроками.
А сколько раз меня и мужа вызывали в школу после 5 класса, когда они на пару с одноклассником куролесили! То решили узнать как устроены огнетушители (столько лет по школе мимо них проходили, а тут заинтересовались) - убирали последствия по всем коридорам, то многократно кнопку «вызова пожарных» апробировали, пробили бильярдный (!) стол в школьном коридоре, чинили бачки в школьном туалете, прыгали из окон 1го этажа, пугая учителя математики и воспитателя; самостоятельно так «отремонтировали» двери с замками в кабинеты биологии, истории и математики, что отцу пришлось их работу исправлять. После уроков технологии были и пострадавшие пальцы, и пробитые отвертками новые потолочные панели, прожженные паяльником деревянные ручки молотка и стамески. Перед началом изучения химии дома (неоднократно) проведена строгая беседа по технике безопасности. Зато какие поделки и подарки он мастерил для нас и сестры!
Нравилось ему всё тактильно исследовать и делать руками: мастерить, шить, вязать, лепить, работать с инструментами. Подарок на его 15-летие – рисование и графический планшет до сих пор самые увлекательные занятия. Особая «любовь» – компьютер, его составляющие и всё что с ним связано. Он сам, общаясь и играя с зарубежными друзьями, выучил слова и бойко пишет, читает по-английски (в школе не было никакого иностр/языка). За годы пандемии, когда пришлось вынужденно сидеть вне школы, без живого общения в процессе подросткового развития стал меньше разговаривать. Появилась взамен объятий колкая отстраненность и ершистость, фразы «оставь меня» и «не мешай». Но по-прежнему, иногда обнимет и замирает, слушая и /или ощущая стук моего сердца.
Когда у нас за окнами на улице воет сирена и грохочет вокруг, дом вибрирует от прилетов и громких бахов, он не пугается, хотя заметно волнуется, пережидая в коридоре. Есть у него преимущество: он может отключить, снять аппарат и окажется в спокойной тишине, где нет шумной толпы, громких (и пугающе-тревожных) звуков, раздражающих мозг и уши собеседников. И если что-то обсуждаем (только вслух, без дактиля!), он всё понимает, но может переспросить, если не понял или недослышал. А услышать с «первого раза» у любого подростка очень сложно.
Школьный выпускной прошел. Руководство нашей школы постаралось, несмотря на все ограничения в нашем приграничном регионе: все 6 выпускников были празднично одеты с лентами, подготовили небольшую программу для прощания со школой. Директор лично каждому выпускнику вручил долгожданные аттестаты и дипломы с грамотами за успешное обучение и участие в общественной и школьной жизни. Нам, родителям, тоже выдали грамоту за успехи и вклад в воспитание и развитие нашего ребенка.
Позади 15 лет школы, где он привык и находился с 2 лет, большую часть своей жизни. Не будет рядом учителей, воспитателей, к которым привык и которые его обучали, заставляли общаться, иногда ругали, но и хвалили за трудолюбие и успехи.
Подруга сказала: «наконец у тебя в семье нет учеников и школьных переживаний».
Впереди новая, уже взрослая жизнь: поступление в техникум или колледж, новая среда и люди. Другая обстановка и правила, больше самостоятельности и ожиданий.
В месяц ты лежал в пеленках,
в годик сделал первый шаг,
в пять в саду смеялся громко,
а в семь лет носил пиджак.
В десять спортом увлекался,
и в пятнадцать возмужал,
дрался смело и влюблялся,
в Интернете зависал.
А сегодня в восемнадцать
взрослым индивидом стал
и родителей надежды
несомненно оправдал!
Рослый, сильный и толковый,
помощь им на склоне лет,
цели есть и есть основа
для блистательных побед!
В День Рождения желаю тебе, сынок, здоровья, успехов в освоении новой профессии, интересной учебы, новых и хороших друзей, радости от общения и мирной счастливой жизни на долгие годы!
Благодарю всех, кто меня знает и поддерживает, со мной переживает. В этот день решусь поставить номер карты сына: 2202 2032 2443 4094 (Сбер) для подарка и исполнения небольших его мечт и желаний. Обнимаю Вас всем сердцем.
P.S. Удивительно, но у сына ДР такой же датой как у маминого папы (его прадедушки-15.08.1900 г.р., который погиб в 50 лет при задержании бандеровцев). Он и внешне на него похож. А родился он в день гибели Виктора Цоя..Только назвали его не Витей...