Зилова иногда в прессе ошибочно называют русским Гамлетом за счет его циничной мизантропии. Истории принца датского и инженера Зилова, этих героев своих времен, как Вампилова, так и Шекспира, имеют более глубокое сходство.
Но все-таки русский Гамлет исторически Павел Первый, коварно убитый ближним окружением, как и герой Шекспира. А просто убийство, это чисто формальный признак. В то время как Зилова никто не собирался убивать. У Вампилова вообще никого не убили, кроме сороки в «Прощании в июне». Так же, как у Чехова, там убили только чайку.
Наоборот, он получает квартиру первым из своих друзей-одноклассников, начальство смотрит сквозь пальцы на его выходки. Мошенничество со статьей по фарфоровому заводу ему прощается. Любящая жена, 30 лет, это еще молодость. Однако состояние души его далеко не светлое и все время почему-то беспокоят безответные звонки. То есть звонки, когда человек поднимает трубку, але, але, а в ответ тишина и бросание трубки. Самое главное, это то, что у Виктора нет дела, которому он служит.
Все конечно помнят «Белые одежды» Дудинцева. Как Дежкин собирается сбежать, а структура, его ведущая, каждые 15 минут звонит, чтобы проверить, не сбежал ли он. Частые звонки это один из приемов разработки, чтобы ввести человека в легком случае в недоумение, в худшем случае в состояние неверных поступков, склонить к неконструктивному поведению. Это эффективное и неприятное действие на психику. Роман Дудинцева был начат в 1966 году, за два года до пьесы Вампилова, и, хотя опубликован много позже, писательская тусовка знала, о чем и кто пишет. Дудинцев первым описал преследование человека КГБ, а Вампилов даже не упомянул никаких структур, но понятно, кто такими методами воздействует. Пьеса начинается звонками и заканчивается звонками. Вряд ли друзья таким образом протестуют против зиловского алкоголизма.
В конце последнего, третьего действия, есть еще намек, когда Зилов уже нащупал большим пальцем курок, раздается длительный звонок, он с ружьем в руке подходит к телефону:
Кто это… Кто звонит? Отвечайте! (Мгновение держит трубку перед глазами, снова подносит ее к уху, затем руку с трубкой медленно опускает вниз.)
Дело в том, что друзья в этот момент стоят у него за спиной. Ремарка указывает на невидимость, даже неуловимость того, кто звонит. Можно предположить, что звонки, это чеховское ружье, начинающее первое действие и стреляющее в конце. Но вот вопрос, что за выстрел имелся ввиду?
В какой-то степени, это «ружье» указывает на Диму, официанта Незабудки. Из разговора Зилова с Саяпиным в Незабудке мы догадываемся, что Дима, в отличие от Зилова, Саяпина, Кузакова, не имеет высшего образования, значит, он служил в армии. Если эти четверо одноклассников примерно 1938 года рождения, то служба у Димы началась в конце 50-х – начале 60-х, как раз, когда в странах Азии и Африки начались освободительные движения, а СССР оказывал этим движениям помощь. Страны, в которых мог оказаться солдат срочной службы, выполняя интернациональный долг: Конго, Ангола, Намибия, Вьетнам, Египет, Мозамбик, Гана, Гвинея, Мали, Куба. У Вампилова был друг летчик, проходивший службу в эти годы. Также из байкальского края охотников могли брать и в снайперы. Военнослужащий, пусть бывший, просто обязан помогать государственным структурам, это только в сказках Рязанова гусары не имеют ничего общего с третьим отделением. Отношение Димы к работе официанта, педантичное, демонстративно ответственное, Вампилов считает смешным. Авторская ремарка:
Это ровесник Зилова и Саяпина высокий спортивного вида парень. Он всегда в ровном, деловом настроении, бодр, уверен в себе и держится с преувеличенным достоинством, что, когда он занят своей работой, выглядит несколько смешным.
Этой ремаркой Вампилов дает нам понять, что у Димы кроме заработка имеется и другой интерес в его работе, как бы миссия. «Незабудка» расположена в центре большого города, похожего на Иркутск. В отличие от некоторых городов Сибири, Иркутск не был закрытым городом для иностранцев, так что все негласные законы столичных гостиниц и ресторанов были в силе и тут. То есть служащие центральных заведений работали осведомителями, внештатными сотрудниками структур.
Одинаково фобически на Диму реагируют женщины. Жена Зилова Галина называет его ужасным. Чего только стоит его взгляд, отмечает она, и даже с ним не здоровается. Вера с ним знакома, но ей это не нравится. Кузаков удивлен и недоволен, что Вера с ним знакома. Очевидно, за Димой существует шлейф какого-то нехорошего прошлого.
И только Зилов расположен к Диме по-дружески, называет его единственным другом и читает ему монолог о копейке, вроде бы монолог пустяковый, на самом деле знаковый. Это аллюзия и на монолог Павла из Горького «Мать» и на реплику Гамлета «стоит бороться за былинку, когда задета честь», но с противоположным смыслом. Здесь за копейку продается друг, а потом друзья идут и вместе выпивают на эту копейку, потому что им обоим все равно, откуда эта копейка. Если вспомнить реалии времени, имеется ввиду гонорар за донос. Этим монологом Вампилов подчеркнул обесценивание моральных принципов к завершению Оттепели. И тут надо вспомнить персонажа по имени Коля Кузаков.
Кузаков по нравственным характеристикам другой человек, поэтому чуть на отшибе от основной компании. Здесь может играть роль гуманитарный снобизм автора пьесы. За 10 лет до пьесы Борис Слуцкий написал стихотворение, строчка которого надолго стала крылатой: «Что-то физики в почете. Что-то лирики в загоне». Драматург, как потомственный филолог, сам названный в честь Пушкина, не мог не вставить в творчество оппозицию подобным лозунгам, наделив образ Кузакова более высокой нравственностью, чем у его одноклассников. Стоит заметить, что в последнем действии Кузаков называет Зилова мелким шкодником. Он пренебрежительно к нему относится, но это же одноклассник, к которому привыкают с детства. Нет уверенности, что Кузаков не втянут в агентурную сеть, исходя из его восклицания, прозвучавшего дважды, «жизнь проиграна». Первый вариант пьесы оканчивался самоубийством Зилова, но что-то заставило автора отвернуть ружье в противоположную сторону.
Гуманитарная направленность, по мнению Вампилова, более нравственная, более человечная, по сравнению с инженерным мейнстримом, с доминированием физ-тех дисциплин, принятым в 60-х и в сфере образования и распространяемым на все сферы жизни. Помню, проректор по науке моего университета с гордостью говорил, а знаешь, что у нас на всех руководящих должностях физики. Нет, я не знала. И это было не совсем так, но гордость технарей за свою сферу деятельности была. Однако то, что руководитель обязан, кроме служебных обязанностей, плюс «работать на правительство», это было запретной темой и никто этого никогда не озвучивал.
И я могла бы долго уточнять и улучшать свою версию основной идеи Вампилова. Надеюсь хорошо видно, что я досконально знаю текст пьесы, а уникальность моего текста 100%. Если бы на днях мне не попался сериал этого года «Закон тайги», где в 12 серии словосочетание «Утиная охота» было использовано для названия операции вербовки грушника иностранными спецслужбами. Получается, что глубокая ассоциативность Вампилова, утиная охота, как номенклатурный спорт, вышедший из революционной традиции, а также емкий образ меткости органов, недоступной гражданским лицам, и много-много всего, что видел Вампилов в 60-х годах нашей страны, превратилось в примитивное сериальное развлечение, в дополнение к боевику, благодаря хакерским забавам.
Так что пришлось прервать интересующий только меня процесс и напечатать результат моего исследования, хотя форма могла бы быть лучше, может быть даже короче. Я могу годами уточнять и улучшать, несмотря на то, что лучшее враг хорошего.
Предыдущие: