Найти тему
Внук Эзопа

Дионис: разрушитель или освободитель. Бог, разрывающий цепи и разрушающий границы

Что делать, когда встреча с Дионисом приводит к осознанию запутанной природы реальности, но при этом человек снова впадает в эйфорию или теряет связь с реальностью?

«Последние тайны существования и несуществования пронзают человечество чудовищными глазами… Этот дух двойственности, который отличает нас друг от друга, Dionysus… является источником очарования и смятения, которые вызывает всё дионисийское, ибо это дух дикого существа. Его приход приносит безумие», — пишет Вальтер Отто в книге «Дионис: миф и культ».

Безумие, вызванное появлением Диониса, ярко представлено в мифах о нимфах и менадах — женщинах, которые заботились о юном Дионисе, а когда он вырос, были одержимы его диким духом и изгнаны в горы. Там они выкармливали детёнышей диких животных или разрывали их на куски и поедали сырую плоть.

«Бог, от которого кружится голова, бог, который является человечеству в самой неотложной непосредственности, приветствуется женщинами в абсолютном экстазе и избытке восторга. Они реагируют на его приход поведением безумца. В мифе снова и снова рассказывается о том, как его ярость отрывала их от мирной домашней жизни, от рутинной упорядоченной деятельности их повседневной жизни с целью превратить их в танцоров в дикой местности и одиночестве гор, где они находят его и беснуются всю ночь, как участники его пирушки», — пишет Вальтер Отто в книге «Дионис: миф и культ».

Безумие менад было изображено не только в сценах кровожадного неистовства, где они пожирали сырую плоть диких животных, а в некоторых мифах — плоть собственных детей, но и в параличе и гробовом молчании.

«Безумие обитает во множестве звенящих, визжащих и раскатистых звуков; оно обитает также в тишине. Женщины, которые следуют за Дионисом, получили своё название менады из-за этого безумия. Одержимые им, они бросаются прочь, бешено кружатся или замирают, словно превратившись в камень», — пишет Вальтер Отто в книге «Дионис: миф и культ».

✅ Безумие менад происходит от безумия Диониса. «Кровожадность менад — это кровожадность самого бога», — пишет Вальтер Отто в книге «Дионис: миф и культ». В детстве, согласно греко-римскому поэту II века Оппиану, Дионису доставляло удовольствие разрывать детей на куски и возвращать их к жизни. Его называли, среди многих других имён, «неистовый», «безумный» и «пожиратель сырой плоти».

В детстве Дионису доставляло удовольствие разрывать детей на куски и возвращать их к жизни
В детстве Дионису доставляло удовольствие разрывать детей на куски и возвращать их к жизни

Но слишком сильно сосредотачиваться на кровожадном безумии Диониса и его менад означало бы искажать его образ. Ибо безумие, которое присуще его существу и которое охватывает всех, с кем он соприкасается, является двусторонним безумием — способным на самые ужасные поступки, но также и на самые плодотворные, жизнеутверждающие и созидательные. Безумие, которое поражает Диониса и всех тех, кто следует за ним, — это божественное безумие.

«Безумие, называемое Дионисом, — это не болезнь, не жизненный недостаток, а спутник самой здоровой жизни. Это смятение, которое вырывается из самых сокровенных уголков, когда они взрослеют и прорываются на поверхность. Это безумие, заложенное в утробе матери.
Это присутствует во всех моментах творения, постоянно превращает упорядоченное существование в хаос и предвещает первобытное спасение и первобытную боль — и в обоих случаях первобытную дикость бытия», — пишет Вальтер Отто в книге «Дионис: миф и культ».

Когда жизнь начинает застаиваться и распадаться, когда человек обнаруживает себя в цепях, наложенных им самим или иным образом, когда общество становится всё более репрессивным и противоположным способности человека процветать, приходит Дионис, чтобы разорвать эти цепи, освежить и восполнить жизнь, которая находилась под угрозой смерти.

В «Вакханках» Еврипида, после того как царь бросил их в тюрьму, менады внезапно обнаруживают, что их цепи таинственным образом исчезли, и становятся свидетелями того, как двери тюрьмы, которые их окружают, открываются сами по себе. В мифах Дионис часто играет роль «освободителя» — ещё одного из многих титулов, которыми его наделяли древние греки.

Освобождающий дух Диониса воплощён в его роли бога вина, обладающего способностью оживлять, возбуждать и вдохновлять
Освобождающий дух Диониса воплощён в его роли бога вина, обладающего способностью оживлять, возбуждать и вдохновлять

✅ Освобождающий дух Диониса воплощён в его роли бога вина, обладающего способностью оживлять, возбуждать и вдохновлять. Говорят, что на публичных празднествах, посвящённых Дионису, вино лилось рекой, а виноградные лозы цвели и созревали в один день.

Но, как и все аспекты, присущие фигуре Диониса, вино тоже имеет двойственную природу: оно может очаровывать, но чрезмерное употребление также может привести к опьянению, разрушению и разорению.

Если можно сказать, что «бог многих форм» обладает основной природой и сущностью, то это так: парадокс и двойственность воплощены в его существе. «Полнота жизни и жестокость смерти» (Отто) — это одно и то же, недифференцированное в нём. Дионис — бог трагического контраста. Словами Отто:

«Это правда, что миры других богов не лишены парадокса. Но ни один из этих миров не разрушен им так сильно, как мир Диониса. Он, воспитатель и бог восторга; он, бог, которого вечно восхваляют как подателя вина, устраняющего все печали и заботы; он, избавитель и целитель, „услада смертных“, „бог многих радостей“, танцор и экстатичный любовник, „дарующий богатства“, „благодетель“ — этот бог, самый восхитительный из всех богов, одновременно и самый страшный. Ни один греческий бог даже не приближается к Дионису в ужасе от его эпитетов, свидетельствующих о жестокости, абсолютно беспощадной.
На самом деле, нужно вызвать в памяти чудовищный ужас вечной тьмы, чтобы найти что-либо вообще сравнимое. Его называют „разрушителем людей“, „пожирателем сырой плоти“, „который наслаждается мечом и кровопролитием“. Соответственно, мы слышим не только о человеческих жертвоприношениях в его культе, но и об ужасном ритуале, в ходе которого человека разрывают на куски».

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа