Найти тему
Простой Мыслитель

Почему хорошие люди обращаются ко злу: уроки Стэнфордского тюремного эксперимента

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, насколько вы близки к тому, чтобы пересечь черту, отделяющую порядочного человека от безумного существа, таящегося на задворках общества? Визуализируйте: вы сидите за рабочим столом, и обыденность вашей жизни звучит фоном, когда вдруг вы сталкиваетесь с ситуацией, где нормы морали больше не действуют. Останетесь ли вы тем благородным человеком, каким себя считаете, или же скатитесь в бездну, оставляя за собой следы борьбы и боли? Дорогой читатель, возможно, вам нравится думать о себе как о добром человеке. Может быть, вы находите и возвращаете потерянные вещи или посвящаете свои выходные помощь в приюте для животных. Но давайте на мгновение будем абсолютно честны: брали ли вы когда-нибудь что-то чужое, зная, что вас не поймают? Может быть, ручку из офиса или вы ловили сигнал Wi-Fi вашего соседа? Именно поэтому я обращаюсь к вам, и Филипп Зимбардо в своем клинически точном, но тревожно понятном эксперименте ясно показывает, что зло — это не абстракция, а реальность. Сила зла — это скользкая тропа, начинающаяся с мелких, на первый взгляд, незначительных проступков.

Люцифер, согласно христианским преданиям, был любимым ангелом Бога, который был наказан и отправлен в ад за то, что поставил под сомнение Божью власть и попытку обратиться к другим ангелам против Бога. Таким образом, он превратился из архангела в дьявола. И, по словам Зимбардо, профессора психологии, также автора книги «Эффект Люцифера», именно эта метафора вдохновила его сосредоточить свои исследования на преобразованиях человеческого характера.

Эффект Люцифера поднимает фундаментальный вопрос об устройстве человеческой природы. Как обычные, средние, даже хорошие люди могут стать преступниками зла? Пытаясь понять необычное или аномальное поведение, мы часто фокусируемся исключительно на внутренних факторах, таких как гены, личность и характер. Однако мы часто пренебрегаем тем, что внешняя обстановка может играть критическую роль в изменении поведения и создании условий, способствующих злу.

Как гласит старая поговорка, покажи мне своих друзей, и я скажу тебе, кто ты. У нас есть подростки, которые изо всех сил пытаются вписаться в свое окружение. Они будут носить одни и те же наряды, слушать одни и те же песни, говорить одинаково, и все это во имя принятия группой. Взрослые ничем не отличаются. Они также присоединяются к группам, окружают себя людьми с одинаковыми интересами и соблюдают определенный дресс-код. Они, как правило, объединяются с людьми, разделяющими одни и те же моральные ценности и социально-экономический статус.

Как говорил Зимбардо в книге «Эффект Люцифера»:

Самые позорные акты жестокости по отношению к своим собратьям совершают не маньяки-убийцы, а самые простые люди.

Проблема обостряется, когда в действии проявляется агрессивная сторона групп. Защитники своих групповых интересов способны на самые ужасные поступки. Как заметила Ханна Арендт, выдающийся политолог с немецкими корнями, иногда зло выглядит так обыденно, что поражает. В знаменитом Стэнфордском тюремном эксперименте, организованном под руководством Филиппа Зимбардо, студенты колледжа случайным образом были разделены на заключенных и охранников на период двух недель. Охранники были настолько поглощены своей ролью, что быстро начали преследовать, издеваться и дегуманизировать заключенных. Эксперимент приобрел такие жестокие черты и вышел из-под контроля, что его пришлось остановить всего через пять дней. Зимбардо, объясняя гибкость человеческой природы, утверждает, что наше бытие формируется не только под влиянием огромных систем, таких как экономика, география, климат, исторические события, культурные, политические и религиозные влияния, но и через конкретные жизненные обстоятельства, с которыми мы сталкиваемся каждый день.

Анонимность плюс власть — рецепт катастрофы

Эти силы, в свою очередь, взаимодействуют с нашей базовой биологией и личностью. Его главная мысль заключается в том, что, хотя люди должны нести ответственность за свое собственное поведение, мы также должны изучить ситуативные и системные факторы, которые формируют индивидуальное поведение. Мы должны признать, что есть не только плохие яблоки, но и плохие бочки, и, в свою очередь, плохие производители бочек. Зимбардо утверждает, что мотивы и потребности, которые в целом позитивны, могут ввести людей в заблуждение, когда ими манипулируют социальные силы. Человеческая потребность принадлежать, быть принятой другими и для последовательности между частным отношением и общественным поведением может исказить мысли, чувства, восприятие и действия людей. Давление со стороны сверстников - это мощная социальная сила, но она не смогла бы оказывать влияние без внутреннего давления, заставляющего их стремиться к вашему одобрению.

Мысль Зимбардо можно завершить цитатой Александра Солженицына, русского писателя, заключенного в тюрьму при Сталине :

Линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека. И кто уничтожит кусок своего сердца? В течение жизни одного сердца линия эта перемещается на нем, то теснимая радостным злом, то освобождая пространство рассветающему добру. Один и тот же человек бывает с свои разные возрасты, в разных жизненных положениях - совсем разным человеком. То к дьяволу близко. То и к святому.

Итак, вы согласны с этим высказыванием ? Считаете ли вы, что действия человека вряд ли связаны с его индивидуальностью, а с влиянием системы на его действия? Так что, если бы ваша роль изменилась с заключенного на тюремного охранника или наоборот, вы бы все равно были тем же человеком?

***

Путешествие Зимбардо в глубины человеческой психики открывает важный урок: несмотря на то, что мы можем оказаться на канате, натянутом над бездной, у нас по-прежнему есть право выбора. Внутри нас может скрываться как склонность к злодейству, так и потенциал к величию. Чтобы устоять перед искушением Тьмы и не поддаться давлению обстоятельств, которые тянут нас в бездну, необходимо взять на себя ответственность за свои действия. Это значит осознанно управлять своими решениями, даже когда обстоятельства предоставляют возможность укрыться за безличием или властью. 

Вспомните об эксперименте. На самом деле, некоторые участники, несмотря на давление, отказались продолжать, а вместо этого решили уйти. Они сделали это не потому, что они были сильнее или лучше. Они сделали это, потому что они выбрали брать на себя ответственность за свои действия, даже когда никто другой этого не делает. Это напоминание о том, что способность сопротивляться — это не то, с чем вы рождаетесь, это то, что вы выбираете. Момент за моментом, ситуация за ситуацией, но вот в чем загвоздка: вам нужно быть бдительным, у вас есть воля быть готовым встать, даже когда это неудобно, даже когда все остальные сидят, и что это то, что отличает потенциального героя от потенциального монстра. Так как же вы сопротивляетесь притяжению власти, когда она ведет вас по темному пути?