Найти тему
Жизнь советского человека

Как кавказская овчарка «Наташка» бойцам служить в Афганистане помогала? И стала последним караульным автобата

Известно, что собаки на войне для солдат являются лучшими друзьями. С их помощью проще нести караульную службу, да и просто погладить пса – неплохая релаксация. Вот и в 424 отдельном автобатальоне, базировавшемся в афганском городе Шинданде, такие помощники были.

Начало собачьему поголовью части было положено еще в момент его нахождения в Туркмении. Бойцы где-то нашли нескольких щенков неопределимой породы. Из них выросли три довольно крупных собаки Басмач, Магда и Шайба. К ним прибилась непонятно откуда взявшаяся собачка Пулька, которой впоследствии добавили прозвище «Провокатор». Днем она обычно обреталась у дверей санчасти, а ночью выходила «на дежурство». Вместе с остальными собаками обходила периметр батальона и, когда слышала что-то в степи, тявкала в ту сторону. Немедленно остальные собаки ломились туда же, а Пулька с чувством выполненного долга возвращалась к дверям санчасти.

Бойцы из автобата. Первый ряд - Василий Мельник, Юрий Байчиков. Стоят (тоже слева направо): Анашкин, Инякин, Базаров / Сергей Малашенков через годы после войны
Бойцы из автобата. Первый ряд - Василий Мельник, Юрий Байчиков. Стоят (тоже слева направо): Анашкин, Инякин, Базаров / Сергей Малашенков через годы после войны

Басмач обладал музыкальными способностями. В хозвзводе служил Валера Кизим. Бывало, он заходил в палатку, садился на кровать, и туда же запрыгивал пес. Кизим играл на баяне, а тот ему подвывал. Зрелище было удивительно потешным. Любимым занятием Басмача было снимать зубами головные уборы с солдат. Выезжая в рейсы с ротами, пес мог стащить чалму и с афганца, чем приводил в неописуемый восторг личный состав. К сожалению, все собаки, привезенные из Союза, прожили недолго. Пулька «поплатилась» за то, что могла вычислять провозимое в машинах спиртное, а остальные умерли от последствий жаркого климата.

А вот самую большую известность в батальоне, да и не только в нем, получила гладкошерстная кавказская овчарка по кличке Наташка. Радист взвода связи Юрий Байчиков помнит, что она появилась где-то в конце 1982-начале 1983 годов. С этого времени Наташка, выросшая в большую рыжую собаку с весьма своеобразным нравом, стала визитной карточкой 424-го автобата. Она безгранично любила солдат, с которыми была знакома, и абсолютно не переносила чужаков. Особенную неприязнь питала к афганцам – даже слово «дух» приводило ее в ярость.

Знакомство с новыми для себя людьми Наташка производила необычно: облаивала новичков, а потом кусала их. Зато потом человек хоть ездить на ней мог – она не обижалась. Солдат Ростислав Островский вспоминал, что однажды на ее боку на дату «100 дней до приказа», свято отмечаемую в частях Советской армии, вывели цифру 100. И она совсем на это не обиделась.

Зато для остального гарнизона Шинданда было известно, что в «заправке» (позывной 424-го автобата) живет очень злая собака. И Наташка полностью оправдывала этот статус. Посторонних в расположение части не пускала до тех пор, пока кто-нибудь из своих, не говорил ей, что это пришли к нему. Только тогда успокаивалась. Неосторожных же чужаков Наташка гоняла. Однажды загнала на столбы, к которым крепилась колючая проволока, двух бойцов из соседней части, пришедших в автобат к землякам.

Привязанность собаки к бойцам была абсолютной. По ночам она помогала караульным. Так Юрий Кузичев вспоминал, что временами Наташка пробегала по постам, предупреждая караульных о том, что к ним идет проверка. Она провожала выходящие в рейс колонны, причем, в этот момент у нее на глазах выступали слезы. Когда же ребята возвращались из рейса, счастью Наташки не было предела. Она радовалась, металась и прыгала, как ребенок.

Один из бойцов с любимцами
Один из бойцов с любимцами

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

Понятно, что столь преданного друга бойцы автобата при выходе из Афганистана в феврале 1989 года оставить не могли. Старший лейтенант Сергей Малашенков подготовил все необходимые для ее перевозки в Союз документы, и солдаты готовы были взять ее в машину. Однако верная чувству долга перед батальоном, Наташка наотрез отказалась лезть в машину. Она легла перед КПП, и бойцам ничего другого не оставалось, как просто попрощаться с ней. Так она и осталась последним караульным 424-го автобата, и судьба ее, скорее всего, трагична.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.