Найти тему

Адаптация и 7 компонентов психического здоровья ребенка

Оглавление

Психическое здоровье означает достижение баланса во всех аспектах жизни: в социальном, физическом, духовном, экономическом и умственном. Когда говорим про психическое здоровье, имеем ввиду не только нарушения развития или психические заболевания, а обширную область ментального благополучия человека.

В статье описаны подсказки, как можно развить и укрепить компоненты психического здоровья, если вдруг адаптация Вашего ребенка пошла не по тому пути, по которому хотелось бы.

Сначала обратимся к определению. Психическое здоровье маленького ребенка — это развивающаяся способность ребенка в возрасте от рождения до шести лет формировать близкие и безопасные отношения со взрослыми и сверстниками. Психическое здоровье позволяет ребенку испытывать и выражать весь спектр эмоций, регулировать свои эмоции, а также исследовать окружающую среду и учиться в процессе повседневных дел, общения с членами семьи и другими людьми.

И если мы говорим про адаптацию ребенка к новым условиям, к садику, например, то важно рассматривать психическое здоровье с двух ракурсов.

С одной стороны ребенок, входя в адаптационный процесс, для его успешного завершения должен иметь хорошее психическое здоровье. Именно поэтому так важно заботиться о подготовке ребенка к адаптационным процессам заранее, чтобы его психика была окрепшей и устойчивой. То есть тренируя постепенно и заранее психику ребенка, заботясь о его психическом здоровье, мы увеличиваем его шансы на успешную адаптацию.

И с другой стороны, оставаясь в новой среде, к которой он уже адаптировался, ребенок будет иметь возможность проживать психическое благополучие, чтобы успешно расти и развиваться. Именно поэтому нужно дать ребенку возможность пройти адаптационный процесс до конца и остаться в новой среде. То есть поддерживая ребенка, бережно проводя его через все адаптационные сложности, мы в итоге позволяем ему оказаться на новой ступеньке развития.

В этом и заключается связь процесса адаптации и психического здоровья.

Для чего родителю знать о 7 компонентах психического здоровья маленького ребенка? С помощью этого знания, родитель сможет понять - что конкретно можно сделать, чтобы дать ребенку опыт успешной адаптации.

Всего выделяют 7 компонентов психического здоровья:

  • психическое здоровье родителя
  • привязанность
  • развитие мозга
  • психическая устойчивость
  • самодостаточность/субъектность
  • саморегуляция
  • темперамент

Коротко раскрою каждый из них и обращу ваше внимание на то, как это связано с адаптацией.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РОДИТЕЛЯ

Адаптация ребенка к новым условиям может быть большим стрессом и для родителей.

Психическое здоровье родителя может иметь решающее значение для здоровья, развития и благополучия ребенка.

Поэтому очень важно:

• Обратить внимание, как родители справляются с ситуацией сейчас и есть ли у них система поддержки. Поддержкой может являться общество в целом, друзья, семья, сообщество единомышленников, специалисты - психолог, педагог, наставник, коуч, тренер.

• Чтобы родители понимали значение своего психического здоровья и заботились о нем.

• Чтобы у родителей было как можно меньше хронических и фоновых стрессов, чтобы не было состояния тревоги и была опора. Такой опорой могут быть знания про процессы адаптации, четкий план адаптации, понимание принципов построения этого плана, чтобы можно было в любой момент все поменять и при этом не испытывать чувство уходящей из-под ног земли.

Иначе говоря - только здоровый взрослый человек может дать адекватную поддержку своему ребенку в непростой период адаптации.

ПРИВЯЗАННОСТЬ

Несколько фактов о привязанности:

  • Младенцы запрограммированы на развитие сильных эмоциональных связей (привязанности) к основному ухаживающему за ним взрослому в процессе общения, социального взаимодействия и зрительного контакта с ним.
  • Для развития здоровой привязанности важно, чтобы родитель постоянно реагировал на сигналы младенца быстро и чутко.
  • Родитель является якорем и платформой, с которой маленькие дети могут безопасно исследовать свой мир и полностью раскрыть свой потенциал.
  • Когда потребность в надежной привязанности удовлетворена, дети развивают доверие к окружающему миру и осознают, что они любимы и важны.
  • Когда привязанность нарушена, дети подвергаются воздействию так называемого “токсического стресса”, который может стать причиной психических заболеваний у маленьких детей.
  • Надежная привязанность является основой для успешного развития ребенка и его будущих отношений со сверстниками и взрослыми.

Для успешного развития и сохранения психического здоровья детей, а также для успешной адаптации, необходимо:

• быстро и чутко реагировать на чувства и потребности своего ребенка.

• Обеспечить здоровый, предсказуемый распорядок кормления, сна, времени общения, игр и времени на свежем воздухе с родителем. Если ребенок живет в условиях непредсказуемости, а попадая в детский сад, впервые сталкивается с режимом, не рассчитывайте на быструю и легкую адаптацию.

• Ввести правила использования гаджетов. Время, проведенное у гаджета, влияет на развитие мозга ребенка и формирование надежной привязанности. Исследования показывают, что чем меньше времени ребенок проводит за гаджетом (телефон, планшет, телевизор), тем лучше. Нет никаких доказательств того, что время перед гаджетом улучшает развитие детей в раннем возрасте!!!! Поэтому ни в коем случае не поддавайтесь соблазну после детского сада включить ребенку мультик, чтобы он отдохнул. Дети от этого не отдыхают, а наоборот - нагружают свою психику, вместо того, чтобы получить разгрузку рядом с родителем.

РАЗВИТИЕ МОЗГА

Факты о развитии мозга:

• Гены, окружающая среда, опыт и отношения ребенка неразрывно связаны и работают вместе, формируя “архитектуру” мозга.

• Развитие мозга начинается во время беременности и проходит наиболее быстрый и критический период роста в течение первых 1000 дней.

• Последние исследования показывают, что у ребенка во время бодрствования каждую секунду создается более 1 миллиона новых нейронных соединений.

• Развитие мозга в первые 1000 дней очень уязвимо к воздействию токсического стресса. Токсический стресс определяется как постоянный стресс, возникающий в отсутствие чуткого и заботливого взрослого. Это может повлиять на обучение, поведение, физическое и психическое здоровье ребенка. Кстати, все психопатологии маленьких детей всегда рассматриваются в системе отношений с близким взрослым.

Про мозг можно говорить очень много, главное понимать - развитие мозга - не равно развитию интеллекта. Мало того, в раннем детстве мозг человека развивается вовсе не благодаря упражнениям для счета, чтения и логики. А благодаря отношению между малышом и взрослыми, которые о нем заботятся.

ПОЭТОМУ для успешного развития и сохранения психического здоровья детей, а также для успешной адаптации, необходимо не так уж и много:

• Чутко реагировать на сигналы, чувства и потребности ребенка.

• Общаться посредством позитивного взаимодействия, такого как игра, разговор, пение и других.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Что мы знаем о психологической устойчивости?

• Это способность людей справляться с жизненными трудностями и оправляться от невзгод в позитивном ключе.

• Устойчивость помогает людям справляться со стрессом, преодолевать детские травмы и использовать новые возможности.

• Устойчивость не черта личности, эта способность развивается на протяжении всей жизни на основе позитивных взаимодействий и наличия поддерживающих отношений.

• Исследования показывают, что сбалансированная психологическая устойчивость может быть связана с более высоким уровнем счастья, позитивными отношениями и большими успехами в учебе, работе и жизни.

Для успешного развития и сохранения психического здоровья детей в период адаптации родителям необходимо

заранее наращивать психологическую устойчивость у детей, например:

– помочь ребенку понять, что ошибки — это нормально,

– поощрять ребенка быть настойчивым и продолжать попытки, даже когда это трудно,

– развивать у ребенка привычку позитивного мышления и обращения за поддержкой, если необходимо,

– помогать ребенку успокаиваться в стрессовой ситуации при помощи объятий, глубокого дыхания, глотка воды, музыки, сенсорных игр и т. д.,

– предоставлять ребенку возможность помогать другим: помощь в уборке, в приготовлении еды, в уборке игрушек.

САМОДОСТАТОЧНОСТЬ или СУБЪЕКТНОСТЬ

Что мы знаем о самодостаточности?

• Это знание о себе, чувство принадлежности к своей семье, к своему народу/общности.

• Это способность ребенка самостоятельно делать выбор и принимать решения от простых жизненных, как например, «что я хочу съесть или какую сказку я хочу сегодня послушать на ночь», до сложных в будущем, таких, например, как «кем я хочу быть»

• Это позитивный взгляд на себя, когда ребенок учится видеть себя способным, компетентным и ценным,

• Это чувство собственного могущества, которое испытывает ребенок относительно выполнения разнообразных действия: «Я могу это сделать!», это гордость за собственные результаты. Я встречала также термин, который мне очень нравится “ямогучесть”

Для успешного развития и сохранения психического здоровья детей в период адаптации родителям необходимо

использовать стратегии формирования самодостаточности у детей, например:

– помогать ребенку развивать чувство автономии и самостоятельности в безопасной, заботливой среде,

– позволять ребенку делать соответствующий возрасту выбор и принимать решения в повседневной жизни,

– предоставлять ребенку возможность участвовать во взаимодействии с разными людьми, выполнять различные задания, решать проблемы, играть и исследовать окружающий мир,

– позволять ребенку рисковать в соответствии с его собственной готовностью, способностями и интересами.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Что мы знаем о саморегуляции?

• Саморегуляция — это способность ребенка приспосабливать/адаптировать (чувствуете значимость, да?) своё тело, эмоции, мышление, внимание и поведение, чтобы быть в спокойном, сосредоточенном состоянии для игры, обучения, общения и реагирования на окружающую среду.

• Саморегуляция тесно связана с созреванием мозга ребенка и развивается с течением времени при поддержке со стороны взрослого, который обучает ребенка навыкам справляться со стрессом, следовать указаниям и навыкам сотрудничества.

• Хорошая саморегуляция - это способность ребенка в будущем самостоятельно справляться со стрессами и восстанавливаться после них.

КСТАТИ

• Наличие трудного или протестного поведения у ребенка может быть вызвано тем, что у ребенка:

– недостаточно развиты стратегии, чтобы справляется со стрессом,

– или/и имеется дефицит навыков саморегуляции

– или имеется нарушение психического здоровья, например расстройство аутистического спектра,

– или/и у ребенка есть неудовлетворенные потребности.

Для успешного развития и сохранения психического здоровья детей, а также для успешной адаптации, необходимо:

  • обеспечить среду, которая снижает количество стрессоров для ребенка,
  • создать условия, чтобы поддерживать усилия ребенка, когда он учится саморегуляции,
  • помочь ребенку понять, определить и обозначить свои чувства и реакции на стрессоры,
  • поддержать ребенка, когда он выражает свои эмоции, используя проговаривание эмоций,
  • помогать ребенку осваивать социальные навыки и способность решать проблемы с помощью позитивных стратегий: через рассказы, игры, чтение.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Холерик - «подпрыгивающий»

Флегматик - «спокойный»

Меланхолик- «размеренный, страдающий»

Сангвиник - жизнерадостный

И все они все нормальные :) В жизни не бывает чистых типов. У нас есть преобладающий тип и дальше еще чуть-чуть от каждого: чего-то совсем мало, чего-то чуть побольше. Очень редко встречается тип «50 на 50».

Темперамент серьезно влияет на то, каким может быть у человека психическое здоровье потому что он влияет на то как:

  • человек регулирует свои эмоции,
  • как он вообще умеет собраться,
  • как быстро он принимает решение,
  • насколько окружающие принимают специфические особенности того или иного типа темперамента.

Признаками психического здоровья является то, что человек понимает какой у него темперамент, понимает как он влияет на его поведение, понимает как он влияет на его эмоции и умеет свое поведение регулировать в соответствии с теми ситуациями, в которые он попадает и с теми людьми, с которыми он рядом.

Родителям важно сформулировать реалистичные, соответствующие возрасту ожидания в отношении своего ребенка в процессе адаптации. Так же важно вести наблюдение за развитием ребенка, чтобы убедиться, что оно соответствует ожидаемым вехам.

Это можно делать при помощи дневника наблюдений.

Такой дневник есть у меня на курсе по адаптации к детскому саду. Но на самом деле вы можете просто взять тетрадь и начать записывать - что делает ребенок, в каком состоянии он находится, что с ним происходит, как он реагирует и справляется с ситуацией и тп Эти записи пригодятся вам, чтобы предметно анализировать, как проходит, например, адаптация ребенка или его развитие.

Если вы видите, что можете помочь ребенку нарастить психологическую устойчивость и развить субъектность, делайте сейчас фокус на этом. Если получится, адаптационные процессы точно повернут в нужное русло.

Если понимаете, что у ребенка очень низкая психологическая устойчивость и пока еще не взрощена в нем субъектность, возможно ваш ребенок был не готов к прохождению адаптации вд/саду или школе. Придется ее отложить на следующий учебный год. Главное, сейчас не прерывайте резко процесс, придумайте, как мягко и логично его свернуть.

Кстати, чтобы избежать подобных ошибок, когда в школу или д/сад идет неподготовленный ребенок, проще всего за несколько месяцев протестировать ребенка на готовность. В моем курсе по адаптации есть не только один тест, а целая система оценки готовности семьи и ребенка к адаптации в д/саду.

Итак, сегодня я рассказала вам, как связано психическое здоровье ребенка и процесс адаптации.

Вы узнали, что психическое здоровье затрагивает не только нарушения развития или психические заболевания, психическое здоровье — это большая область ментального благополучия человека. Поэтому так важно о нем знать и заботиться. Хорошее психическое здоровье детей - ответственность родителей.

Так же я рассказала про взаимосвязь психического здоровья и адаптации.

С одной стороны ребенок, входя в адаптационный процесс, для его успешного завершения должен иметь хорошее психическое здоровье.

С другой стороны оставаясь в новой среде, к которой он уже адаптировался, ребенок будет иметь возможность проживать психическое благополучие, чтобы успешно расти и развиваться.

Вы узнали, что психическое здоровье состоит из 7 компонентов и что на каждый из них можно влиять, чтобы не только обеспечить своему ребенку наиболее легкую и успешную адаптацию, но и глобально укрепить его здоровье.

Статья подготовлена педагогом, специалистом по воспитанию и обучению Барановой Натальей.