Найти тему

Оно приходит за тобой: фильму 10 лет

Оглавление

С 22 августа в российском прокате вновь появится пугающий хоррор Дэвида Роберта Митчела о загадочном, но неотвратимом преследователе молодой девушки. В честь выхода фильма разбираемся, почему это эталонный образец постхоррора.

Большинство, посмотрев фильм, пришли к выводу, что это своего рода памятка против беспорядочных половых связей и хоррор-иллюстрация того, к каким неприятным (мягко говоря!) последствием это приводит.

Хоть и завязка фильма начинается здесь, держите в уме напряженный пролог, который поможет собрать сюжетный «пазл» воедино
Хоть и завязка фильма начинается здесь, держите в уме напряженный пролог, который поможет собрать сюжетный «пазл» воедино

После выхода в 2014 году картина начала собирать восторженные отзывы критиков и зрителей. Одни хвалили смысловую составляющую, другим наоборот пришелся по вкусу простоватый сюжет и динамичное повествование. В статье мы попытаемся сделать вот что: связать визуальную часть фильма со смысловой. Из всех вариантов анализа этот показался самым интересным и многообещающим…

дальше - спойлеры, посмотрите фильм - не пожалеете

Казалось бы, девушка переспала с парнем который ей передал своего рода «болезнь», которая выражается в бесконечном преследовании девушки чудовищем. Оно принимает разные обличия и может найти жертву где угодно. Безотказная сюжетная модель, которая работает на все 100%

У героя есть понятная нам мотивация — выжить, по ходу дела разбираясь, что к чему, и во что она ввязалась. Еще герой вынужден постоянно действовать, ведь за ней «охотится» оно. То есть беспрерывно нужно бежать и спасаться, быть начеку. Иначе… исход печальный уготован.

Зритель «подключается» уже в начале, когда видит эпизод с девушкой. Пока мы может только догадываться, о чем фильм. Затем нас знакомят с главной героиней. Она беззаботно плавает в бассейне. Так же мы видим ее сестру в компании друзей.

Видите, нам пока не показали ни одного взрослого в фильме. Что с родителями героев? Об этом создатели упоминают вскользь — один раз показывают приоткрытую дверь, где на столике стоит бутылочка красного вина, в другой раз мельком видим разговор двух матерей, который носит скорее формальный характер. Нам показывают разных «взрослых» героев лишь для потому, что «оно» иногда принимает их внешний вид. От этого зритель может изрядно понервничать.

Сюжет продолжает развиваться, и вот перед сценой, где все произойдет нам показывают эпизод, где героиня идет в кинотеатр со своим парнем. Я называю такие сцены «предостерегающие сцены отсроченного действия». Во-первых, мы не сразу понимаем, что за женщину увидел парень Джей. Все прояснится гораздо позже, когда зритель четко будет понимать, что есть «оно»! Во-вторых, сцена неслучайно содержит в себе «игру», которая как раз и прерывается паническим приступом из-за присутствия монстра. Мы уже ощущаем, что что-то не так…

Еще пару слов скажем об этой «игре». Помните, кого выбрал парень главной героини? Его выбор пал на маленького ребенка. Мол, у него еще вся жизнь впереди, и еще он «может прудить в штаны, когда захочет». Замечательно, не правда ли?! Зафиксируем этот момент.

Раз уж заговорили про паренька, который передал «оно» главной героини, давайте подумаем, какую информацию о нем дает нам сюжет. Он не тот, за кого себя выдает — это раз. Судя по жилищу, имеет большой опыт «побега» от оно — это два. Не слишком придерживается морали, постоянно пытается передать «оно» (девушка из начала фильма — еще одна его жертва, которая не смогла бегать от оно, поэтому «зараза» вернулась к парню — это три!

В общем-то, зная финал, можно сделать вывод, что этот герой предпочитает вечный побег. А вот пара Джей и Пол — наоборот. Они смиряются. Финал фильма прекращает их нервическое избегание данности. Герои окончательно и бесповоротно принимают этот удар судьбы. А если отряхнуться от пафоса, то получается финал-то вовсе не открытый… Здесь для героев становится совершенно неважно, кто за их спинами. Ведь они есть друг у друга в данный момент, прямо сейчас, понимаете… Это и есть мысль, к которой вел нас режиссер. Правда мы пока не пришли к ней, но нами избран верный путь)

Обратите внимание на цвет и здесь. Контраст красного и синего пропадает! Герои в белом, а в белом обычно появляется «оно»...
Обратите внимание на цвет и здесь. Контраст красного и синего пропадает! Герои в белом, а в белом обычно появляется «оно»...
Уже много раз было произнесено слово «побег». И наконец-то можно все те факты, которые мы назвали выше связать воедино

Цвет + Смысл

Эта теория гуляет по просторам интернета с момента выхода фильма. Создатели, конечно, не подтвердили предположения фанатов, тем не менее нам эта теория кажется правдоподобной.

Красный и синий цвет соседствуют в фильме в контексте противопоставления детства и взрослой жизни. Сами посудите, в сцене в кино герои в красном и розовом. Когда происходит их связь, героиня тоже в розовом. Девушка, выбегавшая в начале фильма в красных туфлях. Этот красный проникает везде, где есть намек на взрослую жизнь.

Самый красивый кадр фильма. Обратите внимание, что все либо в синем, либо в голубом. Даже машина синяя.
Самый красивый кадр фильма. Обратите внимание, что все либо в синем, либо в голубом. Даже машина синяя.

Контрастирующий синий или голубой — детство, куда так хотят вернуться герои. Неслучайно парень выбирает в игре ребенка, неслучайно Джей, когда в дом заявляется оно, находят на детской площадке. Ведь детство — это безопасность, это свобода от постоянного сложного выбора, это пора, которую вспоминаешь с особым трепетом. Детство здесь вспоминают все герои. Пол, с детства влюблен в Джей. А Яра помнит, как родители в детстве запрещали ей гулять за пределами 8-ой улицы…

Герои фильма — дети, которые вступают во взрослую жизнь. И режиссер нисколько не опошляет этот процесс. Например, сцена секса снята абсолютно не пошло, даже эстетично. И кстати помните ли вы, что следует за этой сценой? Рассуждения героини:

Забавно! Когда-то я мечтала, что вырасту и буду ходить на свидания, кататься на машине с друзьями… представляла, что сижу с классным парнем, мы держимся за руки, радио играет… мы едем по какой-то очень красивой дороге, на север, может… Да и не важно на самом деле, куда едут, просто я так представляю себе свободу. А теперь мы стали взрослыми, и куда же нам ехать?

Они открывают мир заново и заново ищут в нем свое место.

Апогея контрастное сочетание достигает, конечно же в кульминационной точке. Эпизод в бассейне. Режиссер в какой-то степени сломал шаблон жанра. Ведь придуманный детьми план всегда должен сработать и погубить монстра. Но это же реальная жизнь… Чего вы хотели? Тут работают только «взрослые» методы.

Итог пессимистичен и философичен

Мотив постоянного побега в детство, как говорилось ранее, объясняется тем, что в детстве нам казалось, что мы знаем этот мир. Взрослея же, постоянно сталкиваешься с чем-то противным жизни… Например со смертью. Как ни печально, но фильм прямым текстом говорит: «Зря бежите, оно все равно настигнет».

Не просто так на уроке литературы в школе ученики проходят стихотворение Томаса Элиота «ЛЮБОВНАЯ ПЕСНЬ ДЖ. АЛЬФРЕДА ПРУФРОКА».

Хотя я плакал и постился, плакал и молился
И видел голову свою (уже плешивую) на блюде

Герой стихотворения тоже бежит, но он бежит от самой смерти. Можем предположить, что «оно» в фильме и есть воплощение смерти, которая всегда рядом, о которой не задумываешься, но это же не отменяет факта ее существования. Поэтому сказать, что финал открытый точно нельзя. Герои были обречены на поражение — сметь-то победить невозможно. Остается смириться с ее присутствием. А теперь вспомните последний кадр, который мы объяснили в середине статьи.

Оно за спиной героев. А может, и вовсе не оно! Какая разница. Они прекрасно знают, что «оно» подстерегает и вечно следует за ними. Герои делают свой выбор — не бежать (как Джефф), но и не отрицать (как Грег). Жить здесь и сейчас. Наслаждаться сиюминутностью и думать о будущем, а не о прошлом!

Дэвид Роберт Митчелл очень боялся, что зрители «топорно» воспримут его фильм. Надеюсь, прочитав эту статью, вы найдете время и пересмотрите «Оно приходит за тобой» в кинотеатре, и фильм для вас откроется во всей многогранности своего содержания!