Античные авторы, описывавшие в своих сочинениях Черноморское побережье Западного Кавказа, к востоку от земель Боспорского царства помещали племена керкетов и торетов. Тореты известны также в боспорских надписях с титулами боспорских царей, содержащими названия подвластных им племён. Примечательно, что керкеты в этих надписях не упоминаются, хотя в античных лоциях они называются сразу после перечисления боспорских городов, т. е. ближе к границам Боспора, чем тореты. Сложно представить, что боспорские правители подчинили себе торетов, миновав при этом земли, населённые керкетами. Некоторые греческие и римские писатели назвали жителями этого участка побережья только керкетов, другие же — только торетов. Вероятнее всего, прав один из поздних античных авторов, утверждавший, что керкеты и тореты — название одного и того же народа.
Интересное предположение высказал лингвист О. Н. Трубачев. По его мнению, этноним «керкеты» происходит от греческого слова «керкетес» — «вид кормового весла» и является прозвищем торетов, данным им греками за искусство в морском деле.
Опытность керкетов в мореходстве подтверждается сообщением Николая Дамасского о существовавшем у керкетов обычае: «Если кто-нибудь, управляя лодкой, допустит оплошность, то каждый, по порядку подойдя, плюёт на него». Суда, которыми умело управляли керкеты, вероятнее всего, напоминали камары — лодки ахейцев, зихов и гениохов, живших на кавказском побережье далее к юго-востоку.
Камары, по словам греческого географа Страбона, представляли собой узкие и лёгкие лодки, вмещавшие 25–30 гребцов. Эти лодки племена Черноморского побережья использовали для морского разбоя: «Выходя в море на своих камарах и нападая то на грузовые суда, то на какую-нибудь местность или город, они господствуют на море… Возвращаясь в родные места, они, за неимением стоянок, взваливают свои камары на плечи и уносят в леса, а когда наступит время плавания, они снова сносят камары на берег». Не исключено, что пиратством промышляли и тореты с керкетами.
Близ границ заповедника Утришь археологами открыт могильник, оставленный торетами-керкетами. Он расположен на восточном склоне Лобановой щели у кромки берегового обрыва. В древности, когда береговая линия имела иные очертания, могильник располагался примерно в полукилометре от моря. Однако морской прибой за столетия сильно разрушил прибрежную полосу, достигнув древнего могильника.
Некрополь в Лобановой щели на протяжении нескольких лет раскапывался археологическими экспедициями Новороссийского исторического музея-заповедника и Института археологии РАН.
Всего на памятнике исследовано 30 погребений VI–II вв. до н.э. Все они были совершены в каменных погребальных конструкциях. Чаще всего это были каменные ящики — прямоугольной формы гробницы из вертикально поставленных каменных плит, перекрытые плоской каменной плитой. Снаружи каменные ящики в несколько рядов были обложены крупными камнями с применением морского булыжника, в результате чего гробницы имели вид овальных каменных башенок.
Несколько погребений было совершено внутри каменных обкладок-башенок, без использования каменных ящиков. Большинство гробниц служило коллективными семейными усыпальницами — в них было захоронено от двух до семи человек. Установлено, что в ряде случаев подзахоронения совершались через торцовую стенку гробницы.
В пространстве между гробницами в большом количестве встречены обломки керамических сосудов, в том числе амфор для вина, и кости животных — свидетельство обильных поминальных трапез-тризн.
Открыт на некрополе и кенотаф — символическое погребение, совершавшееся родственниками в том случае, если тело умершего по каким-либо причинам было недоступным. Вероятнее всего, трагедия произошла на море: при занятии мореплаванием и морским промыслом гибель в водной пучине — явление вполне возможное.
Кенотаф представлял собой небольшой каменный ящик, в котором находились кости ягнёнка и одноручный лепной кувшин. Примечательно, что у некоторых народов Кавказа зафиксирован обряд, согласно которому, если тело утопленника не находили, на месте его гибели следовало зачерпнуть кувшин воды и поместить его в пустую могилу — считалось, что в сосуде будет содержаться душа умершего. Похоже, что в древности этот обряд был известен и керкетам с торетами.
Сопровождавший погребённых инвентарь Бусы. Стекло. III–II вв. до н.э. Могильник Лобанова щель. Новороссийский исторический музей-заповедник 28 29 обилен и разнообразен, что свидетельствует о высоком материальном достатке населения, оставившего могильник.
В гробницах найдены греческие керамические сосуды: столовые амфоры, кувшины, ойнохои для разливания вина, чернолаковые кубки для его питья, солонки, флаконы для благовонных масел. Обнаружена и лепная посуда местного производства: горшки, миски, солонки, рюмкообразные вазочки.
Многочисленны металлические украшения: перстни, браслеты, височные привески, подвески-лунницы, браслеты, шейные обручи-гривны. В женских погребениях встречены бусы.
Орудия труда представлены железными ножами, шильями, а также керамическими грузиками для веретён — пряслицами. В десяти погребениях встречены железные наконечники копий, в одном в могилу вместе с копьями был помещён железный кинжал, ещё в одном — набор наконечников стрел.
На занятие местных жителей рыболовством указывают находки на могильнике каменных грузил для сетей.
Интересные данные о деятельности населения, оставившего могильник, были получены при изучении антропологами костных останков погребённых. Удалось установить, что у мужчин наиболее развитыми были мышцы рук, что при отмеченной уплощенности бёдер свидетельствует об интенсивном занятии греблей на вёсельных лодках. У некоторых мужчин отмечена сильная стёртость передних зубов, возникшая в результате перекусывания нитей при починке рыбацких сетей. Женщины же, судя по следам развитой мускулатуры кистей рук и голеней ног, занимались прядением нитей при помощи веретён.
Таким образом, основными занятиями керкетов или торетов, живших в древности на побережье в районе Лобановой щели, был морской промысел, ориентированный на рыболовство, и разведение овец, чья шерсть служила для изготовления одежды, а молоко и мясо — в пищу.
Источник фотографий, сделанных во время раскопок в устье Лобановой щели: https://novomuseum.ru/arheologiya/40-ekspeditsii/155-------l-r.html
Текст старшего научного сотрудника отдела археологии Анапского археологического музея «Горгиппия», кандидата исторических наук Андрея Михайловича Новичихина из книги:
Новичихин А.М. Утриш сквозь века / А.М. Новичихин; Фото Е. Харланова, К. Достова, И. Платонова Краснодар : Платонов И., 2017.