Найти тему
Мама, не ори!

Метод гамбургера: как критиковать бережно

Иногда мне по работе приходится оценивать то, что сделали другие. Для этого необходимо критически посмотреть на результаты интеллектуального труда и сообщить человеку свои выводы. Не самое приятное занятие, потому что я понимаю, что критика всегда ранит, мало кто воспринимает ее позитивно.

Слышать критику в свой адрес неприятно, но поверьте, высказывать ее — неприятно вдвойне. Для таких случаев я всегда пользуюсь методом гамбургера, поделюсь с вами, вдруг кому-то пригодится. Метод хорош тем, что работает, как с коллегами, так и с детьми или близкими друзьями.

Из названия вы уже догадались, что речь пойдет о нескольких слоях. Забегая вперед скажу, что критические замечания будут в середине, так их проще и высказать, и переварить.

Первый слой, с чего все начинается, с плюсов, конечно. Необходимо отметить, а что было хорошо? Некоторым любителям все обесценивать и нещадно критиковать это может быть сложно и придется даже прикладывать много усилий. Но этому надо научиться, иначе метод не сработает.

Итак, начинаем с очевидных плюсов. Например, «Мне понравилось, как ты реагировала на вопросы аудитории во время выступления, понравился твой доброжелательный настрой. Темп речи был идеальный, ты хорошо держала внимание слушателей, никто не выпадал».

Второй слой — критика. Обозначаем, что можно сделать лучше. Важный аспект: критикуем не личность, а поступки, какие-то конкретные действия. «У тебя язык без костей», «С твоими дефектами речи и внешности лучше не выступать публично» — это не критика, это токсичные замечания, которые другого человека никуда не продвинут.

А задача конструктивной критики, в первую очередь, развивать человека, улучшать его навыки, а не втаптывать в грязь и рушить самооценку.

Конструктивная критика может звучать так: «Материала было слишком много, в нем не хватало структуры. Слайды в презентации также были перегружены, плохо читались. В следующий раз лучше сделать несколько слайдов, чем пихать все в один. И здесь лучше недодать, чем перекормить аудиторию». Как видите, здесь достоинство человека никак не ущемляется, нет оценки его личностных характеристик, нет оскорблений. Обозначена проблема, даны рекомендации.

Третий слой такой же как первый. Мы заканчиваем тоже чем-то положительным. Например, «Видно, что ты — хороший эксперт, настоящий профессионал, уверена, аудитория оценила твой профессионализм. С каждым разом твои выступления будут становиться все лучше и лучше, у тебя для этого все есть».

Если вы разговариваете со своим ребенком, здесь можно подчеркнуть, что вы его любите, несмотря на то, что он где-то ошибся или сделал что-то не то. Дети в такие моменты могут сомневаться в родительской любви, им кажется, что если их ругают, значит, их перестали любить. Такое признание в конце успокоит ребенка и позволит ему проанализировать вторую часть, что вам и надо.

-2

Важно закончить этот диалог на позитивной ноте, чтобы человек ушел от вас не в запутанных чувствах и растрепанных эмоциях, а с четким пониманием, что ему надо делать по-другому. Если вы увидите, что во время разговора ваш собеседник не защищается, не нападает на вас, не оправдывается, значит, вы в совершенстве освоили метод гамбургера и внесли солидный вклад в развитие другого. Это очень приятное ощущение.

А вам сложно критиковать других? Умеете это делать?

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Канал «Мама, не ори!»: пространство для тех, кто воспитывает детей, любит жизнь и интересуется психологией🍔