Найти тему
ПоУшиВКино🎬

“Красный Дракон” (2002, Red Dragon): "Зубная фея" для взрослых

Оглавление

Я решила пересмотреть “Молчание ягнят” (1991), а после посмотрела и три продолжения, которые постоянно откладывала на какое-то непонятное “потом”. Скажу сразу, что триллер “Красный дракон” (2002) понравился больше всего из трёх продолжений. И вот пошли мысли о нём.

Постер к триллеру "Красный дракон"
Постер к триллеру "Красный дракон"

Сюжет психологического триллера “Красный дракон”

1980 год. Профайлер ФБР Уилл Грэм (Эдвард Нортон) прибыл в дом Ганнибала Лектера, чтобы проконсультироваться с ним по поводу психологического портрета убийцы, которого они ловят. Грэм поделился своим соображением, что убийца ест жертв, причём он выбирает части тел, которые обычно ассоциируются с кулинарией (печень, почки, язык).

Возникло напряжение. Лектер понял, что агент Грэм подобрался к разгадке очень близко. Чтобы не допустить своего разоблачения, Лектер решает убить агента. Но в схватке выживают оба, хотя и с тяжёлыми ранениями.

Ганнибала Лектера арестовывают и помещают в учреждение строгого режима для душевнобольных преступников, а Уилл Грэм после тяжёлой реабилитации подаёт в отставку.

Несколько лет спустя специальный агент ФБР Джек Кроуфорд (Харви Кейтель) из отдела поведенческого анализа обращается к Грэму за помощью в деле о серийном убийце по прозвищу “Зубная Фея”, так как он кусает своих жертв, оставляя характерные следы зубов на телах.

“Зубная Фея” убил две семьи, действует обычно в полнолуние, и у ФБР есть три недели до очередного нападения. Кроуфорд уверен, что Грэм сможет найти в деле точные зацепки, которые они пропустили, его талант в этом неоценим. Уилл Грэм обладает уникальной способностью сопереживать убийцам, что позволяет ему понимать их мотивы и методы.

Поколебавшись, Уилл Грэм даёт согласие, но с оговоркой, что будет работать только с уликами. И в ходе расследования, хочет он того или нет, но ему придётся снова встретиться с Лектером.

Примечание о том, что история о Лектере – это целая серия романов

Любопытно всё же устроена киноиндустрия. Психологический триллер “Молчание ягнят” стал классикой, хотя роман Томаса Харриса, который лёг в его основу, является второй частью историй о Ганнибале Лектере.

Роман “Красный дракон” вышел первым (1981, Red Dragon), он о том, как поймали Лектера и как он помогал Уиллу Грэму ловить маньяка, через семь лет – “Молчание ягнят” (1988, The Silence of the Lambs), в котором у Лектера появляется ещё одна юная жертва Клариса Старлинг для интеллектуальных забав через толстое тюремное стекло, ей требуются его подсказки для поимки очередного преступника, в 1999 – “Ганнибал” (Hannibal), в котором Клариса Старлинг и Лектер сталкиваются снова через десять лет после ‘знакомства’, и в 2006 – “Ганнибал: Восхождение” (Hannibal Rising) о том, как Ганнибал Лектер стал тем, каким его показали Джонатан Демме и Энтони Хопкинс в 1991 году – невозмутимым, проницательным и очень опасным.

Я никогда не задумывалась, что есть ещё что-то вокруг “Молчания ягнят” – очень уж фундаментальная получилась работа, ей как будто ничего и не требуется в поддержку. Джонатан Демме, Энтони Хопкинс и Джоди Фостер сделали незабываемую историю по роману Томаса Харриса, дав настоящим и будущим зрителям предмет для изучения и споров на многие годы. Но вот после повторного просмотра этого фильма я задалась вопросом, почему же было принято решение начать экранизацию именно со второго романа.

На самом деле, экранировали по порядку. Но первая адаптация первого романа “Красный дракон” прошла тихо в 1986 году. В прокате триллер получил название “Охотник на людей” (Manhunter), режиссёром выступал Майкл Манн, а роль Ганнибала Лектера исполнил Брайан Кокс.

Обложка для триллера "Охотник на людей" (1986)
Обложка для триллера "Охотник на людей" (1986)

Но статус культового ему не достался, производственный бюджет не окупился, хотя рейтинг у фильма очень высокий по сей день (97% свежести на Rotten Tomatoes).

Мысли и впечатления после просмотра

Психологический триллер “Красный дракон” поставил Бретт Рэтнер (Brett Ratner). Кажется, его версия – в сравнении с экранизацией Майкла Манна – оказалась богаче на мелкие детали, в ней отчётливее прописаны расследование и портрет серийного убийцы Фрэнсиса Долархайда, прозванного полицией “Зубная Фея”, но критики оценили её ниже. На Rotten Tomatoes у “Красного дракона” 69% свежести, а вот разница между зрительским рейтингом у двух версий минимальная (77% и 74%). Критики непреклонны: фильм сделан компетентно, но выглядит слишком похоже на многое.

Да, это очень качественный психологический триллер с интересной детективной составляющей. Он очень динамичный, держащий в напряжении. И, да, он создан словно по учебнику. Хотя его ничуть это не портит. Осмелюсь заявить, что фильм Рэтнера превосходит предыдущую часть о Лектере “Ганнибал” (2001, Hannibal), поставленную Ридли Скоттом. Сэр Ридли Скотт сделал очень жестокое кино, где жесткость ничем не прикрыта, и каждый, кто находится внутри сюжета, словно упивается ею. Рэтнер же пошёл по пути Джонатана Дэмме, в фильме которого ужас отражался на лицах участников истории, и он тоже больше подразумевал кошмар, чем открыто демонстрировал его в избытке.

В “Красном драконе” исследуются сложные психологические отношения между агентом Грэмом, заключённым психиатром Лектером и маньяком-убийцей Долархайдом. В нём затрагиваются темы насилия, одержимости и размытых границ между добром и злом.

В этом триллере два ярких отрицательных персонажа – Ганнибал Лектер и Фрэнсис Долархайд (в исполнении Рэйфа Файнса). Пожурить Бретта Рэтнера можно только за то, что ему было проще хотя бы потому, что у него были референсы для работы – первая экранизация Манна, благодаря которой можно учесть недочёты, и сам Энтони Хопкинс, чей Лектер стал эталонным.

Фрэнсис Долархайд – руководитель отдела производства домашних фильмов с альтер-эго в виде Великого Красного дракона

Что касается образа Фрэнсиса Долархайда, то его участие в версии Бретта Рэтнера сильно увеличено по сравнению с “Охотником на людей” Майкла Манна. У Манна он появляется во всей красе на экране за сорок минут до финала, а у Рэтнера его линия развивается параллельно с расследованием его же преступлений.

Фрэнсис Долархайд – это закомплексованный, травмированный молодой человек, который ничего кроме насилия в свой адрес не видел, испытывающий практически физическое страдание от своего внешнего недостатка – хейлосхизиса (расщепления нёба), а плюсом идёт багаж из внушённого “уродства”. Он разбивает зеркала, так невыносимо больно ему себя видеть, и он ощущает подъём агрессии, когда смотрят на него; а дома он носит плотную сетку на голове, которая скрывает половину лица. У него никогда не было спокойной жизни, в которой бы он получал улыбку вместо побоев. Фрэнсиса воспитывала бабушка, она ежедневно унижала его, постепенно стирая чувство собственного достоинства, она внушала ему то, что он грязный зверёныш и отброс, постоянно угрожая, что отрежет ему половой орган.

И, став взрослым, он, ответственно поддерживая себя в хорошей физической форме, преисполнился уверенности, что он избранный, кому дано право забирать жизни у тех, у кого он пожелает. Своей путеводной звездой он избрал Красного дракона с картины Уильяма Блейка “Великий Красный дракон и Женщина, облачённая в солнце” (The Great Red Dragon and the Woman Clothed in Sun). Для полного погружения в образ Фрэнсис нанёс на всю спину татуировку в виде этого дракона.

Правда, в версии 1986 года татуировка ни разу не появляется в кадре, её можно увидеть только на постере. Хотя актёру её наносили во время съёмок, и дубли делались как с ней, так и без неё, в финальный монтаж вошли только сцены без татуировки.

У Манна роль Долархайда исполнил Том Нунэн (Tom Noonan). Кастинг-директор Бонни Тиммерман подобрала актёра на эту роль очень прямолинейно. При взгляде на него создаётся впечатление, что этот человек может быть опасен. Между внешностью и совершёнными преступлениями нет противоречия.

Фрэнсис Долархайд в исполнении Тома Нунэна в "Охотнике на людей"
Фрэнсис Долархайд в исполнении Тома Нунэна в "Охотнике на людей"

У Рэтнера кастинг-директор Франсин Мэйслер (Francine Maisler) поступила противоположным образом. Рэйф Файнс с дефектом на верхней губе выглядит скорее ещё привлекательнее, чем без него. Потому, зная, что это монстр внутри в соответствии с характеристиками персонажа, контраст между красивым лицом и сломанной душой, склонной к зверствам, усиливает впечатление, он делает образ ярче, глубже и страшнее.

Более того, в версии Бретта Рэтнера усилили линию слепой Ребы Маклейн (в исполнении Эмили Уотсон), коллеги Фрэнсиса. Они оба работают в фотолаборатории. Слепота Ребы привлекает его, потому что она не сможет его видеть, критиковать и оценивать, а он сможет быть доминантом. А это то, что его устраивает.

Фрэнсис и Реба в "Красном драконе"
Фрэнсис и Реба в "Красном драконе"

У зрителя появляется возможность “видеть” Фрэнсиса благодаря ей под иным углом. Реба и сама считает себя странной, она испытывает крайнюю неуверенность из-за своего недостатка – зрения она лишилась в возрасте семи лет после дифтерии. Она отклоняет ухаживания Ральфа Мэнди, другого коллеги, принимая их за акт жалости, а это, по её признанию, она решительно презирает, она не хочет, чтобы её жалели. Она собрала образ Фрэнсиса по откликам зрячих женщин рабочего коллектива лаборатории – сложён как Апполон, но немного смущается, а зря, из-за дефекта речь всё равно понятная: “Я тебя прекрасно понимаю”. Слепота Ребы, её открытость, доверие к нему открыли во Фрэнсисе забытого человека внутри, и сама Реба общалась именно с человеком.

У Бретта Рэтнера их линия получилась интерпретацией сказки “Красавица и чудовище”, он даже преподнёс ей подарок – устроил встречу с тигром в полной безопасности для неё. Тигр спал и был под присмотром двух врачей, потому Реба смогла погладить животное и вспомнить забытые образы. Сцена с тигром показывает, что во Фрэнсисе каким-то чудом сохранилась человечность, желание что-то дать без последствий. Он даже позаботился, чтобы Ребе ничего не угрожало. Хотя, если вдуматься, второй стороной этой ситуации является скрытая опасность. Так же, как и во Фрэнсисе живёт Монстр – его Великий Красный дракон, с которым он себя отождествляет – тигр остаётся хищником. Возможно, им всем повезло, что тигр вдруг не очнулся и не бросился на них.

В экранизации Майкла Манна линия с Ребой получилась холоднее. В ней отсутствовала романтическая составляющая. Джоан Аллен, исполнившая роль Ребы, просто красивая и слепая. Между ней и Фрэнсисом сразу протянули сексуальную струну, он её иначе и не воспринимал, равно как и она – его. А Эмили Уотсон у Рэтнера по-хорошему странная, у этой актрисы отлично получаются необычные героини, не от мира сего, но со стрежнем. Так что её Реба Маклейн при Фрэнсисе Долархайде в исполнении Файнса – это одновременно и уязвимая, и женственная “дева в беде”, которой хочется сопереживать.

Фрэнсис и Реба в "Охотнике на людей"
Фрэнсис и Реба в "Охотнике на людей"

Ганнибал Лектер – судебный психиатр и консультант для агентов ФБР

В триллере Майкла Манна роль Ганнибала Лектера исполнил Брайан Кокс, его роль там минимальна и невзрачна.

Он получился слишком подвижным и человечным, разговорчивым и открытым. Глядя на Лектера Брайана Кокса, сложно понять, почему профайлер из ФБР так его опасается, даже зная со слов действующих лиц, что тот напал на него и порезал, и после этого Уилл Грэм оказался в психиатрической клинике, чтобы пройти терапию после общения с ним.

Брайан Кокс
Брайан Кокс

В экранизации же Бретта Рэтнера открывающий эпизод вводит в мир и Лектера, и Уилла Грэма. Сначала зрителю показывают невозмутимого психиатра, наслаждающегося музыкой в театре, а потом принимающего гостей в своём доме. Он угощает их изысканным блюдом, от которого у каждого человека за столом захватывает дух – как это вкусно. Лектер лишь загадочно помалкивает, чтобы не шокировать их, что блюдо приготовлено из печени их же пропавшего коллеги.

Энтони Хопкинс
Энтони Хопкинс

Потом к нему приходит молодой сотрудник ФБР Уилл Грэм, чтобы обсудить профиль убийцы, он хочет проверить свои догадки, в верном ли направлении движется его мысль.

Разница между Ганнибалом Лектером Кокса и Хопкинса в том, что у второго глаза арктического волка и леденящее душу спокойствие. При этом он умудряется быть забавным, он сочетает в себе специфическое чувство юмора и элегантные манеры, он остаётся изысканным даже за решёткой в белом наряде заключённого (а это большая часть времени).

Более того, у Майкла Манна в экранизации остаётся верить на слово, что Лектер напал на Грэма; у Рэтнера это продемонстрировано, а титры заодно иллюстрируют подробный дневник Фрэнсиса Долархайда, кто дотошно собирает всю информацию о своём кумире Лектере. Зрителю дают представление, что у такого чудовищного преступника есть последователь.

Дело в том, что у Ганнибала Лектера всегда очень ограниченный хронометраж. Но присутствие Лектера в исполнении Хопкинса в разы ощутимее. Так было в “Молчании ягнят”, так же это и здесь. Он прекрасно понимает свою природу, он постоянно за решёткой, но вынужден оказывать помощь ФБР. Понимая, что отказать он им не может, он на свой манер тешит своё самолюбие, говоря загадками, играя с агентами и заставляя их бродить по его интеллектуальным лабиринтам. Лектеру скучно и так он развлекается. Он не может съесть почки, печень или язык, так он “поедает” их нервы, испытывая их терпение на прочность. И у него это получается. Отчасти в отношениях агентов ФБР с самым жестоким преступником есть нотка чернухи. Поступая на службу, чтобы ловить преступников, агентам приходится не просто мыслить как преступник, а приходится общаться с ним, понимать его и просить его помощи (в последнем пункте прослеживается самое сильное извращение).

Заключение

Я не читала этот роман, но теперь понимаю, что это необходимо. Обе версии отличаются по порядку происходящих событий и по тому, как они выглядят (хотя есть и точные пересечения). Оказывается, сценарист Тед Тэлли добавил сцены с участием Лектера, которых даже не было в романе, он назвал это “коммерческой реальностью”. Автор романа Томас Харрис поддержал Тэлли в этом, став соавтором сценария. Было внесено много изменений, которые вызвали беспокойство у поклонников книги – они бы предпочли более точную адаптацию.