В годы Великой Отечественной войны всю страну облетела весть о бессмертном подвиге советских девушек-снайперов Наташи Ковшовой и Марии Поливановой.
В августе 1942 года в районе Старой Руссы на Северо-Западном фронте шли ожесточенные бои. Наташа Ковшова командовала снайперской группой, заменив тяжелораненого командира. Враг, выбитый из своих укреплений, старался возвратить утерянные позиции. 14 августа немцы пошли в наступление. Ураганный минометный огонь заставил поредеть снайперский заслон.
— Ни шагу назад! — скомандовала Наташа.
Но гибли товарищи. Окружение сжималось. Слышны стали крики фашистов: «Рус, сдавайся!» В живых осталось трое: тяжелораненый, истекающий кровью Новиков, Наташа Ковшова и Маша Поливанова, тоже раненые, однако еще способные держать оружие. Они решили биться до последнего патрона, но и патроны были на исходе.
Настал момент, когда у девушек оставалось лишь четыре гранаты «лимонки». Фашисты приближались к снайперам, рассчитывая взять их в плен.
— Рус, сдавайся! — кричали они.
— Русские живыми не сдаются! — послышалось в ответ.
Наташа и Маша бросили еще по одной гранате, уничтожив с десяток гитлеровских солдат. Враги подползали все ближе и ближе. И когда фашисты уже торжествовали победу, раздались еще два взрыва. Последними гранатами Ковшова и Поливанова подорвали себя. И снова корчились от ран окружившие их враги.
«Дорогая мать! — писали после боя красноармейцы матери Наташи. — Эту тяжелую и горькую для Вас весть сообщаем мы всем своим снайперским коллективом, членом которого не так давно была Ваша дочь Наташа. Ваша любимая дочь Наташа погибла смертью храбрых в борьбе с ненавистным всему человечеству врагом.
Мы поклялись мстить и мстить врагу.
Гордитесь же Вашей Наташей, она была у нас любимицей, и ее светлого образа мы не забудем никогда.
Снайперы — ученики Наташи: Файзуллин, Субботин, Потехин, Жалнин, Куприянов, Александров, Конаков, секретарь бюро ВЛКСМ ст. лейтенант Герасимов».
За этот подвиг подруги были представлены к награде. Указом Президиума Верховного Совета СССР 14 февраля 1943 года красноармейцам Ковшовой Наталье Венедиктовне и Поливановой Марии Семеновне посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
В годы Великой Отечественной войны свыше миллиона советских женщин были награждены орденами и медалями Родины. Самые храбрые получили звание Героя Советского Союза. Мог ли кто-нибудь подумать, что девочка, родившаяся 26 ноября 1920 года в Уфе на тихой Пушкинской улице, тоже станет героем?
Дед Наташи — Дмитрий Маркович Араловец, учитель, был секретарем Сикиязской партийной ячейки (на территории нынешнего Дуванского района Башкортостана), членом боевой красногвардейской дружины, председателем сельского ревкома. В конце мая 1918 года кулаки убили его на глазах жены Валентины Ивановны. Осталась она с детьми — Катей, Надей и Ниной.
Нина Араловец в 1919 году вышла замуж за Венедикта Ковшова, работавшего секретарем Златоустовского уездного комитета партии. Осенью 1920 года Венедикта Ковшова назначили председателем Уфимского губревтрибунала, избрали членом бюро губкома партии. Вместе с ним в Уфу переехала и Валентина Ивановна. 26 ноября 1920 года у Нины Дмитриевны родилась дочь Наташа. Когда девочке исполнилось полтора года, Нина пошла работать инструктором отдела пропаганды и агитации Уфимского губкома партии. Осенью 1923 года она поступила учиться в Московский институт журналистики. В 1925 году Валентина Ивановна, на руках которой находилась маленькая Наташа, уехала из Уфы в Москву, к Нине Дмитриевне.
В Уфе на улице Пушкина сохранился двухэтажный дом под номером 117, где вместе с родителями и бабушкой в 1920—1922 годах жила Наташа.
Окончив в Москве среднюю школу, девушка поступила на работу в «Оргавиапром», а в июне 1941 года готовилась к сдаче экзаменов в Московский авиационный институт.
Когда началась война, Наташу Ковшову по ее просьбе направили в снайперскую школу, и на Западный фронт Наташа прибыла уже хорошо подготовленным снайпером.
О фронтовых путях-дорогах Наташи Ковшовой напоминают ее письма родным.
18 ноября 1941 года. «Скорее бы в бой. Мне кажется, что как только наша часть пойдет в бой, так и покатится обратно поганая фашистская свора. Уж очень мы все ненавидим гадов, а потому будем бить и бить их, как били в 1917, 1919 годах наши отцы и матери.
Научилась стрелять из ручного пулемета и из «максима», кидала боевые гранаты. Словом, стала полноценным красноармейцем».
8 декабря 1941 года. «Мы сейчас на Волоколамском направлении. Настроение замечательное, самочувствие отличное. Я верю, что со мной ничего страшного не случится, верю в нашу большую и радостную победу».
25 февраля 1942 года. «Всего три дня мы в бою, а уже так много, много успехов... Мы заняли уже шесть населенных пунктов и в каждом захватили большие и важные трофеи.
Мы с Машей [Поливановой] все время находимся вместе. Она хорошая подруга, смелая и сообразительная. С ней хорошо и в бою, она не бросит в беде».
9 июня 1942 года. «Раны мои одна за другой зажили, кроме одной на левой руке... Числа 15—16-го думаю выписаться в часть».
30 июля 1942 года. «Мы с Машенькой ходим на охоту, и мне удалось сбить еще шесть гадов, а Машеньке пять. Вся наша снайперская группа за месяц уничтожила 245 фрицев. Командование нами очень довольно. Ну, а мы довольны еще больше. Ведь это наши ученики действуют».
И вот последнее письмо. 13 августа 1942 года. «Мы совершили большой переход, примерно 115 километров, и теперь наступаем в другом месте и с другой армией. Место здесь очень болотистое, грязь везде по колено. Ну ничего, мы и здесь повоюем».
На другой день был последний бой Наташи...
Постановлением Совета Министров РБ от 23 апреля 1991 года решено присвоить имя П. В. Ковшовой улице в Сипайлово Октябрьского района. Она расположена от улицы Юрия Гагарина до набережной реки Уфа. На доме № 3 по этой улице укреплена памятная доска.
Автор: Юрий Узиков
Журнал "Бельские просторы" приглашает посетить наш сайт, где Вы найдете много интересного и нового, а также хорошо забытого старого.