1. Проверка домашнего задания. Упражнение 132. Учащиеся читают стихотворение. Учитель спрашивает, о чём оно, что обозначает междометие "Чу". Называют найденные в стихотворении прилагательные, объясняют их окончания. Затем читают однокоренные слова группами, называют корни, безударные гласные в корнях подчеркивают одной чертой, ударные - двумя. Слова, которые являются проверочными, подчеркиваются.
2. Сбор тетрадей с домашней работой. Выдача проверенных тетрадей. Работа над ошибками. Учитель при проверке тетрадей выписывает допущенные учениками ошибки. Для этого желательно завести особую тетрадь. Эти ошибки выписываются на доске. Дети после получения проверенных тетрадей выполняют индивидуально работу над ошибками. Те дети, у которых ошибок в тетрадях не было, разбирают их на доске.
3. Объявление темы урока. Актуализация знаний.
- Мы заканчиваем изучение склонений имен прилагательных в единственном числе. Сегодня повторим винительный и творительный падежи женского рода.
На доске записано словосочетание красная лента.
- Измените словосочетание в форму винительного падежа. (Виню ленту какую? красную). Словосочетание красную ленту записывается на доске.
- Измените словосочетание в форму творительного падежа. (Творю лентой какой? красной). Словосочетание красной лентой записывается на доске.
Откройте учебник на стр. 40 и найдите сегодняшнюю ему. Давайте сделаем памятку различения окончаний прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах:
4. Работа по теме урока.
Упражнение 133. Прочитайте первую пару словосочетаний.
- В каком падеже стоит словосочетание извилистую дорожку? (дорожку какую? извилистую, окончание -ую, винительный падеж).
- В каком падеже стоит словосочетание извилистой дорожкой? (дорожкой какой? извилистой, окончание -ой, творительный падеж).
- Придумайте предложения с этими словосочетаниями. (Дети предлагают варианты предложений, записываются самые удачные. Окончания прилагательных выделяются, падежи подписываются).
С остальными словосочетаниями предложения составляются устно. Затем учащиеся самостоятельно их записывают. После самостоятельной работы предложения коллективно проверяются.
Упражнение 134. Выполните самостоятельно списывание предложений, изменяя прилагательные в форму винительного и творительного падежа. Проверка:
5. Домашнее задание. Упражнение 135.