Протеин – звучит очень модно, не правда ли? "Протеиновые батончики" теперь повсюду. Мы ещё не успели забыть про спортивные магазины, как в этот процесс подключились федеральные продуктовые гиганты "Пятёрочка", "Магнит", "Лента" и другие.
В чём секрет успеха этой спортивной вкусняшки? Был ли он очевиден на заре самого производства добавки, или путь до потребителя, оказался, долгим, тернистым, полным обмана и хитрого продвижения?
К слову, я навёл справки, почитал старую американскую прессу (спасибо интернету), ознакомился с историей возникновения этого спортивного перекуса или даже полноценного десерта..
Пытливый мозг начитанного и умудрённого жизненным опытом человека уже сейчас предвкушает, что этот путь батончика был, действительно, тернист, ведь неспроста я сделал на этом акцент в моём небольшом введение.
Вы правы, в отличие от протеиновых порошков, "белковые батончики" не стали мгновенным хитом, несмотря на свою долгую историю. Отчасти это было вопросом вкуса - чем больше в них было белка, тем хуже они были на вкус. Люди просто не хотели давиться чем-то "полезным"
Американский маркетинг подсказал, что эту идею надо полностью забыть и сосредоточиться на "энергетических батончиках", проще говоря, на сладких, углеводных перекусах с намёком на полезность в виде улучшения качества физических тренировок. Так и они продавались. У них даже была своя категория "Батончики для энергии"
Но мы же с вами любим трудности – нам интересен путь именно протеиновых батончиков!
Итак, конечно же, нашёлся человек, который был "не от мира сего", так как плевал он на маркетинг и спрос. Он решил просто делать то, во что он сам верит. Это был Боб Хоффман, который уже успел внести свой вклад в индустрию спорта – создавая штанги и гантели для тяжёлой атлетики.
Представляете, это 1952 год. Нет ещё бодибилдинга, эпохи современного фитнеса, Шварценеггер ещё не стал иконой мужской фигуры в плане развития мышц и здорового образа жизни, а глянцевые журналы не пестрят симпатичными полуголыми фитоняшками, рекламирующими "батончики для похудения"
И, вот, 34-ым президентом США был выбран Дуайт Эйзенхауер, который начал проводить политику развития малого и среднего бизнеса, поощряя кредиты для новых идей производства внутри своей страны. Низкий банковский процент и даже беспроцентные субсидии, «длинные деньги» сроком на 5 и 10 лет без залога имущества – всё это подтолкнуло экономику страны к известному экономическому подъёму 50-х годов 20-го века.
На фоне появления новых предприятий в стране, Хоффман взял кредит и открыл новое производство – создал первую линию протеиновых батончиков для любителей "тяжёлой атлетики" Так он это и позиционировал – "батончики для серьёзных тренировок тяжёлой атлетикой"
Не сильно хитро?
Таким образом, так как этот спорт был уже достаточно популярен в США, сразу же образовалась категория любителей этой новой добавки, хотя в ней почти не было сахара. Она попросту была невкусной.
Его первый протеиновый батончик, получивший неожиданно популярность, созданный им в 1953 году, назывался Hi-Proteen Fudge. Он также продавал печенье и хлеб Hi-Proteen. (Нет, это не опечатка и не мой слабый английский язык - так было написано)
По словам Хоффмана, ингредиентами были - соевый протеиновый порошок, арахисовое масло и мёд. Но предприятию не удалось развиться, так как эту идею решил перенять более опытный представитель бизнеса, решивший занять эту долю рынка, вытеснив небольшого конкурента.
Другой, более известный всем нам американский предприниматель - Джо Вейдер, который был более сосредоточен на бодибилдинге, чем Боб Хоффман, выпустил свой Candy Food Bar в конце 1960-х годов.
Их было три: Mr. America Crash Weight-Gain, Mr. America Super Protein 101 и Mr. America Insta-Power Quick Energy.
Он их продвигал как "официальный батончик IFBB чемпионов бодибилдинга". На картинке и в рекламе был, конечно же, Мистера Америка – тогда это Дэйв Дрейпер, который улыбался американцам на каждом фантике.
Но было ли в протеиновых батончиках много белка? К слову, тогда не было и никаких этикеток с данными о питательной ценности, составом.. Это было вовсе не обязательно.
В отличии от батончиков Хоффмана, слоган Дэйва был куда интереснее.
"Хочешь мышцы, как у меня - кушай батончики. Там много белка!" (авторская рифма, но суть оригинала такая же)
Лучшее, что можно сказать, так это то, что в батончиках не было искусственных консервантов. На этом всё.
Я лично больше верю батончикам Хоффмана, так как, по мнению тяжелоатлетов того времени, вкус у них был ужасен. Конечно, ведь именно они были без сахара, но там было много белка.
А, вот, батончики, Вейдера были напротив – вкусные, но это опять же - если верить отрывкам из старой американской прессы, которую я почитал.
В 1960-х годах Джеймс и Артур Инголдсби выпустили батончики Tiger’s Milk. В Tiger’s Milk было в три раза больше сахара, чем белка, он был пресным, но вкусным. Бренд был куплен Джо Вейдером в 1980-х годах. И он всё ещё существует. На упаковке, правда, больше не написано "Оригинальный высокобелковый батончик Америки"
Пафосно, но глупо. Возможно, так показалось не только мне.
К слову, недавно они проиграли суд, так как содержание всего 6 граммов белка - они преподносили с гордостью – как высокобелковый батончик.
Из-за этого батончики убрали из магазинов и начали им менять этикетку на "энергетические", убрав любое упоминание белка.
Боюсь, с наших полок по этому принципу можно убрать все 99% батончиков. Ведь называть свою продукцию "протеиновым батончиком" у нас в стране можно сколько угодно, если там даже почти нет белка. Но люди покупают, производители обманывают, называя то, чего там нет.
Настоящие протеиновые батончики, которые стали, действительно вкусными из-за развития пищевой индустрии в области подсластителей и возможностей современной обработки белка, вошли в моду лишь в "нулевые"
Массовая реклама в глянцевых журналах Америки подстегнула и развитие всей индустрии фитнеса в целом. Сейчас никого из специалистов не удивишь, что батончик может содержать до 30-35 грамм белка, но при этом почти не иметь сахара, и называться диетическим.
Для Штатов – это очень доступное удовольствие. Цена очень хорошего батончика, в среднем – 5 долларов. Учитывая их зарплаты - тем более. Если завозить их сюда – они становятся "золотые"
А, вот, тем людям, кто сейчас покупает шоколадки под видом "протеиновых батончиков" с гордым названием "высокобелковые" - я лишь могу предложить – почитайте внимательно этикетку.
Как правило, это, обычный сахарный батончик с минимумом белка. Как правило, соотношение там углеводов к белку 80 на 20, где 20 - это белок. А должно быть наоборот.
Хотя, к слову, в нашей стране есть ещё "хит" среди диетических белковых батончиков.
Один очень популярный отечественный фитнес производитель, который наотрез отказывается признавать определённую разновидность мальтодекстрина – сахаром, поэтому, попросту пишет, что в батончике "нет углеводов вообще"
Кому интересно, напишу о нём и об этом углеводе подробнее в своём Телеграм-канале.
Всем тем, кому интересен качественный источник белка, лично я рекомендую хорошее и правильное домашнее питание: курица, рыба, говядина, яйца, творог, орехи.
Ну, а если уж совсем хочется "пошалить" со спортивным питанием - есть протеиновый порошок. Там, действительно, белка будет много. Вопрос только, доверяем ли мы производителю в том, что написано на этикетке?
Импортных компаний с более 20-летней (и даже намного более) историей - уже нет на прилавках наших магазинов. Есть молодые отечественные бренды. Их я не пробовал. Ничего сказать не могу. Надеюсь, что там тоже качественно.
Спасибо за лайк - мне очень приятно!
Все мои статьи для "Дзен" канала dzen.ru/...365
Статьи на тему ГЗТ, фармакологии dzen.ru/...ooa
По вопросам личных консультаций по питанию, тренировкам, фармакологии - https://dzen.ru/b/ZqP_tvEJOByLLyCX
Подписывайтесь на "Железяки" - я очень рад моей взрослой и грамотной аудитории!