Все началось с того, что разведчики Штатов без какой-либо боязни вторгались в воздушное пространство СССР и без особого труда разведывали и фотографировали даже самые секретные объекты Союза.
Но в какой-то момент "что-то" случилось и Штатовский Lockheed U-2 "неожиданно" упал возле Свердловска, его пилот, которому удалось катапультироваться из подбитой техники, не дал бы соврать о происшедшем.
Как понимаете то самое «неожиданное что-то» ознаменовало появление легендарного ЗРК С-75. Неудивительно, что после подобного рода перформанса ни один U-2 больше не хотел залетать на территорию СССР.
Правда через какое-то время сам С-75 решил отправиться в путешествие, в котором ему удалось сделать такое, чего до сих пор не удалось сделать ни одному ЗРК в мире – сбить больше 1000 самолетов!!!
Как, когда и где это произошло? Как раз об этом мы сегодня и будем с вами говорить. Так что присаживайтесь поудобнее, пристегивайте ремни, приводите спинки кресел в вертикальное положение и полетели изучать удивительную историю побед легенды советского ПВО – ЗРК С-75 и унизительную историю краха и поражения штатовской авиации.
В истории создания советского ПВО можно найти столько интересного, что мне не хватит и сотен материалов, чтобы это описать, чего только стоит легендарный С-25 53-го года... Но в тоже время у него был ряд недостатков (поражение целей в узком секретаре и довольно небольшая высота поражения, являлись одними из ключевых недостатков сего комплекса), которыми долгие годы пользовались все те же Штаты то и дело засылая своих подлых разведчиков.
Благо, что гениев в Советском Союзе хватало во всех областях, разумеется, что они были заняты и в военной индустрии, так что не прошло и пяти лет, если быть точнее, прошло всего 4 года, как в легендарном НПО "Алмаз" на свет появилась та самая установка С-75.
Изначально ТТХ комплекса казалось такими невероятными, что в них мало кто мог поверить, правда чуточку позже они были улучшены чуть ли не напорядок, но это уже совсем другая история. Изначально С-75 имел предельную дальность поражения в 34 километра, в то время как минимальная высота и дальность, соответственно, находились на отметке в 500 м.
Скорость, тут хотелось бы остановиться немного побольше, ведь максимальная скорость поражения целей благодаря новым технологиям начала достигать больше 1500 километров в час. И все это говорилось про ЗРК 59-го года!
Вероятность поражения цели также была на уровне, доходя до 0,65 процента, то есть два из трех объектов были сбиты.
Работа самого комплекса была довольно простой:
- развертывание самого комплекса
- обнаружение целей, которые искал радиолокатор кругового обзора
- отправление целеуказаний на станцию наведения
- разворот пусковой станции в сторону цели
- обнаружение цели, захват и сопровождение (все это делалось в связке с оператором с автоматическим наведением на цель)
- принятие решения на уничтожение цели
- пуск снаряда и его дальнейшая корректировка
- подрыв снаряда (он производился при помощи радиовзрывателя за 5-10 метров до цели, таким образом и удалось добиться показателя вероятности поражения, который достигал чуть ли не целой единицы).
Мало кто знает, что именно мой сегодняшний герой в лице ЗРК С-75 впервые в истории поразил не только условную цель, которую сложно не поразить на все тех же учениях, а более чем реальную.
Это случилось в Китае, которому как все мы знаем, довольно сильно помогал СССР того времени. Первым сбитым самолетом был штатовский разведчик в лице РБ-57, который до того инцидента находился на вооружении Тайваня. Интересная история, не находите ли?
Примерно через год случилось куда более интересная штука, случилась она с тем самым У-2, который как обычно, решил полетать над территорией СССР и безнаказанно разведать те места, которые всячески пытались скрыть. Но что-то пошло не так, остатки этого самолета вы можете видеть на фото ниже. Причиной «несчастного случая» с У-2 стал именно С-75. Еще чуть-чуть и этот ЗРК станет причиной падения десятков все тех же самолетов разведчиков, и сотен других самолетов.
Вьетнам
Как я сказал в самом начале моего материала, в какой-то момент С-75 неожиданно решил отправиться в путешествие в страну с невероятно приятным климатом, куда же отправляться на отдых если не во Вьетнам, верно?
Скорее всего, так и подумал С-75, отправившись со своими коллегами по ЗРКашному цеху в эту прекраснейшую тропическую страну, если быть точнее, то в ее северную часть.
Северный Вьетнам получил первые полки С-75 летом 65-го года. Цель — отражение беспощадных налетов авиации штатов. В самом начале С-75 работал ровно так же, как это было под Свердловском - самолеты улетали на задачу, но с нее "почему-то" не возвращались, хотя до появления полков С-75 все было более чем штатно и посадок было ровно столько же, сколько и взлетов.
Постепенно соперник наконец-то осознал причину своей неудачи, ею стало нахождение "отдыхающего" С-75 на территориях Северного Вьетнаме. Ключик против советского ЗРК удалось найти, почти удалось. Им были самолеты радиоэлектронного противодействия и спец версий истребителей в лице того же F-4 и F-105, на чьем вооружении находились снаряды, которые были заточены под удар по станциям наведения.
Правда, судя по всему, ключик-то был сделан не совсем качественно и тот через раз не мог провернуться в замочной скважине. Мою умопомрачительную метафору подтверждают слова Минобороны СССР, по данным этого ведомства только за годы сражения во Вьетнаме, советские ЗРК сразили больше тысячи самолетов, которые совсем недавно были любезно представленные штатами, и это были не просто рядовые самолеты, а самые передовые, среди которых можно было найти и все те же F-4 и F-105, о которых я говорил выше и даже дорогостоящие стратегические бомбардировщики Б-52 (их было сбито порядка 50-ти штука).
Вот вам и причины такой дикой боязни старого советского ЗРК.
С-75 еще долгие годы находился на передовицы советского ПВО, за это время он успел получить большое количество апдейтов, благодаря которым его ТТХ стали еще более устрашающими:
- верхняя граница поражения выросла до 30 км
- нижняя снизилась до 100 метров
- дальность подросла до 76 километров
- а скорость выросла до каких-то немыслимых 3700 км/ч - 3 скорости звука
Лайк советской легенде? Я считаю, что она точно этого заслуживает.
Интересно, а вы знали о том сумасшедшем количестве сбитых самолетов, которые находятся на счету С-75?
Не забывайте подписаться на канал, ведь только здесь вы найдете самые интересные материалы из мира военной техники. Подпишитесь, чтобы не упустить по-настоящему интересного контента.