Этот фильм поставлен по роману Жака Робера, причем экранизация и точная, и неточная одновременно. Точная - потому что сценаристы (в числе которых был и Робер) практически слово в слово перенесли на экран сюжет и побуждения героев. Неточная - потому что поменяли имена (Луи/Лоуренс, Франсуаза/Фрэнсис) многим персонажам и потому что первая сцена в книге, которая, собственно и дала название этому детективу, была сделана совершенно в ином ключе.
В романе незнакомец, потерявший память, приходит к дому писателя, который принимает его и потом пытается использовать в своих интересах.
"Я не ошибся, за дверью кто-то стоит Какой-то странный тип, довольно высокий, чуть сгорбленный, с бледным лицом. Я хорошо вижу его в свете фонаря, и он начинает внушать мне опасение, потому что, не произнося ни слова, пристально глядит на меня."
В фильме рыбак, едва не сбивший незнакомца, страдающего амнезией, на дороге, отвозит его в клинику, где работает врач. Поэтому название "Кто-то за дверью" перестало отражать сущность фильма, но его почему-то не поменяли.
Итак, герой картины врач (который почему-то является одновременно и хирургом, и психиатром) привозит к себе человека, не помнившего кто он и откуда. Дом стоит на отшибе, никто не знает, что пришелец живет теперь у доктора Джеффриса. Если вы сейчас подумали о добром самаритянине, то вы ошиблись. Делает это Лоуренс Джеффрис вовсе не из желания помочь ближнему, нет. Он хочет решить свои проблемы чужими руками, сделав из пришельца марионетку.
Лента "Кто-то за дверью" была снята в расчете на двух американских актеров. которые тогда находились на пике известности, Энтони Перкинса и Чарльза Бронсона. Поэтому, кстати, диалоги в фильме велись на английском, хотя производством занимались французская и итальянская киностудии. Перкинс тут хорош, но звезд с неба не хватает. А вот для Бронсона (он, кстати, был любимым актером Высоцкого и литовцем по происхождению) картина стала триумфом. Ему отлично удалось показать человека, страдающего психическим заболеванием. С виду, вроде, мужик как мужик, привлекательный даже. Но движения, взгляд, интонации говорят о том, что он болен.
Безусловно, тут надо иметь в виду мастерство режиссера и оператора тоже.
В общем, это весьма крепкий психологический триллер, который и сейчас отлично смотрится.
Картинки с сайта https://www.imdb.com/