134 глава. Чего ты хочешь от Меня?
«Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.», (Мк.10:51). В древнегреческом оригинале записано, что слепой был попрошайкой придорожным. И конечно, он был лишён не только способности видеть. Он был нищ и нуждался во всём. Но попросил он у Учителя (у Ραββουνι (Раввуни) – так записано в оригинале, и так древние евреи-иудеи обращались только к одному учителю – к своему еврейскому Богу) ничего кроме прозрения. При этом он утрачивал свой статус слепого, который кормил его. Он рискнул всем ради того, чего он опытно не знал, ради прозрения.
А чего я хочу от своего Бога? От себя? От своих ближних? А чего Бог хочет от меня и хочет ли Он от меня вообще хоть чего-то? Или мы с Ним живём в параллельных мирах и никак не пересекаемся? – Пересекаемся. Но как? – Никак. Просто сосуществуют весь тварный мир и его Творец. Как автор и его книга, как художник и его картина, как учёный и его теория. Как отец и сын. Муж и жена, которых сочетал Бог, объединяются до полного пересечения, становясь - одно, а отец и сын – нет, и творец и тварь – тоже нет.
Можно дать на эти вопросы честные, искренние и бесстрашные ответы? Я хочу много разного всякого здесь и сейчас или чего-то одного, но самого главного? Я хочу, чтобы Он мне всё-всё-привсё дал и ещё немного поддал)))… и чего мне с этим счастьем делать дальше? – Совершенно непонятно, поскольку опыта такого нет. Я знаю чего я хочу? – Вполне возможно, что таки да. Я знаю чего я хочу от Бога? - Не уверен, но знаю, что Бог знает. Могу я хотеть того, чего я не знаю? – Нет. Бог знает, что я не знаю? – Бог знает. Бог знает в чём я испытываю нужду. И я, думаю, что знаю. Мы оба думаем, что знаем. Осталось только обменяться мнениями и прийти к соглашению при полном непротивлении сторон.)))
О чём я с утра сразу после открытия глаз говорю со своим Богом? Я говорю: «Господи, Иисусе Христе Сыне Бога живаго, приветствую, благодарю, благословляю и люблю Тебя, Отца Твоего и нашего небесного, Духа Святага, Марию Деву Матерь Твою, Иосифа Обручника, Иоанна Предтечу и Иоанна Твоего любимого ученика, которому Ты поручил быть Её сыном, а Ей поручил быть его матерью. Потом приветствую, благодарю и благословляю всех архангелов небесных имена которых мне известны Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила, Иеремиила, патриархов, наших с женой предков и родственников по крови, пророков, судей, царей и советников поименованных в Библии, апостолов Андрея, Симона Ионина, Иоанна, Иакова Зеведеева, Иакова Алфеева, Иакова брата Господнего, Матфея, Варфоломея, Филиппа, Фомы, Фаддея, Симона Зилота, Иуды Искариота, Иуды брата Господнего, Матфия, Марка, Луки, Клеопы, Павла, Тимофея, Тимона, Тита, Силы, Сосипатра, Онуфрия, Артёма, Архипа, Аристарха, Филолога, Карпа, Наума и прочих посланных Господом нам для благовещения, православных святых почитаемых мною и Русской Православной Церковью Иоанна воина, Иоанна русского, Иоанна златоустого, Георгия победоносца, князя Дмитрия Донского, князя Александра Невского, князя Александра Суворова, адмирала Фёдора Ушакова, Спиридона Тримифунтского, Николая Мир Ликийского, Сергия Радонежского, Серафима Саровкого, Луку Крымского, Антония Сурожского, Оптинских старцев, Матрону Московскую, Ксению Петербургскую, Марию Египетскую, Марию Магдалину, Саломию, Иоанну, Марфу, Лазаря, Гали Коринфскую»…
Далее докладываю: «Троица Святая, благодарю Тебя. Мне хорошо с Тобой, с собой и с моими ближними в этом весьма хорошо сотворённом Тобой нашем мире. Прошу Тебя:
- благослови нас с женой, нашего сына с его будущей женой, его настоящих и будущих детей стать Твоими сотрудниками и Твоими соратниками;
- благослови нас обрести ум, разум и мудрость;
- просвети нас Твоим Светом, вдохнови и обрадуй Твоей Истиной, наполни нас животворящим Твоим Духом Слов Твоих Святых;
- благослови нас хотеть того же, чего хочешь Ты, и удовлетворять наши общие с Тобой желания так, как это благоприятно нам с Тобой;
- благослови нашего сына найти и обрести соответствующую ему, подходящую ему, хорошую жену;
- приведи ему, Господи, жену добродетельную, умную, честную, добросовестную, верную, здоровую и красивую, чтобы он, выполняя Твой завет, оставил бы отца своего и мать свою и прилепился бы к жене своей, чтобы стать с ней одним полноценным человеком, который бы на радость Тебе и нам плодился бы, размножался, распространялся по земле, владел ею и владычествовал бы на ней».
И, конечно, во все дни, кроме воскресения, читаю «Отче наш» так, как учит Христос: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.», (Мф.6:9-13). По воскресениям, не мешаю Троице почивать, поэтому все просьбы и взывания с завываниями исключаю. Только приветствия, благодарности и благословения с пожеланиями Троице хорошо почивать. Тихий ветер шёпота весёлой благодарности и ласковых волн радостного благоговения.
По моему мнению, всё о чём прошу для себя, мой Бог мне даёт. Нынешнее моё состояние и состояние моих отношений с моим Богом, с самим собой и с моими ближними меня устраивает, я его оцениваю как – хорошее весьма. Есть, конечно, кое-какие проблемы, но у кого их нет? Я в настоящее время не вполне уверен, что имею право просить своего Бога за своих ближних, кроме своей жены, с которой мы стремимся стать одним человеческим существом, по крайней мере в глазах нашего с ней Бога. Даже за своего сына, как просить, если он сам меня об этом не просит? У него свои отношения с его Богом, и то, что Бог один и един, ничего не меняет. Хорошо благословлять и просить Бога об этом. Хорошо поделиться знаниями, опытом, умениями и имениями, если он просит об этом.
Что самое главное в моих прошениях? – Дух, под которым я разумею совокупность ума, чести и совести. Прошу ума, разума и мудрости. И Бог даёт каждый день, то новые мысли, то новые ассоциации, то новые взаимосвязи, то всё сразу. И я своему Богу премного благодарен за счастье получать и принимать эти Его дары мне. Блаженны нищие духом? - Да, верю. Но сам я никогда не страдал от недостатка ума ни в каких компаниях, ни при общении с разными отдельными людьми, ни при общении с книгами. Я страдал от собственной дури, это правда, особенно по молодости, но не от недостатка ума. Ума мне всегда хватало для решения тех задач, которые возникали передо мной и я не находил варианта уклониться, поэтому приходилось думать, действовать и искать выход и вход. Бог ставил задачи и для их решения давал необходимое и достаточное количество ума. Вроде и лишнего никогда не было, чтоб из ушей вываливался наружу поделиться с окружающими, но и недостачи тоже не ощущал.))) Процесс познания и обретения мудрости приносит мне главную радость в жизни, и если бы мне Господь даровал всю возможную мудрость мира сразу здесь и сейчас, то я лишился бы своего «тихого еврейского счастья», мне по крайней мере сейчас так кажется… Мне нравится сам процесс постепенного в меру неравномерного обретения с приемлемыми, но изменяемыми скоростями и ускорениями, чтобы я успевал всё новое правильно усвоить и встроить его в свою систему и структуру миропонимания и мировоззрения. И мне не важно, что это новое знание, это открытие, является открытием только для меня или для всего человечества. Важно, что я его сделал и смог сделать своим, присвоить… Меня это обогащает, а если весь мир - нет, то мир может и подождать, ему ж не впервой поди)))…
Для того, чтобы знать, чего ты хочешь, надо испытывать недостаток, потребность. Какое право я имею просить у своего Бога ещё и ещё ума, если честное сравнение себя с моими ближними показывает мне, что с меня и того, что есть и даётся на каждый день в виде хлеба насущного, уже итак - довольно. Жаловаться – грех, но и лишнего просить – тоже. Сколько нужно выпить Крови и съесть Плоти Христовой в виде причастия, чтобы стать Им? Всё равно никому из человеков это не возможно. Немного получил благодати, и хорошо, и будет, пора и честь знать. Необходимая постепенность познания рождает гармонию процесса формирования и изменения систем миропонимания и мировоззрения.
Хочу ли я прозреть и увидеть истинное нутро своё, свою сущность и сущности своих ближних так, как это видит мой Бог? Справлюсь ли я с этим знанием? Или удавлюсь, как Иуда? Как говорит Александр Сергеевич Пушкин: «Кто жил и мыслил тот не может в душе не презирать людей». Псалмопевец и любимец Бога царь Давид утверждает, что «всякий человек – ложь». Понятно, что есть каждому за что себя презирать, если быть честным с самим собой. «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, – следствие чувства превосходства, быть может мнимого». Не знаю, как насчёт ощущения превосходства, но достаточно иметь честь, совесть и малую толику ума, чтобы самому себе и своему Богу не врать и не питать иллюзий относительно других людей. Но если других нет, а тебе с твоими хорошо, то что тебе ещё надо – собака?))) Ты, правда, думаешь и хочешь, чтобы твои ближние были лучше тебя, умнее, честнее, совестливей? – Врёшь, гад. Лучшее враг хорошего. Пусть всё будет просто хорошо. Разве этого мало? Все, и ты в том числе и твои ближние достойны друг друга и в плохом, и в хорошем, и во всех иных смыслах этого слова.
Доволен ли я тем, кто я есть сейчас и куда меня влекут мои настоящие интересы? Хочу ли я изменить себя? Что и кого я представляю из себя к 65 годам моей жизни? Как бы я охарактеризовал, описал и оценил себя сам? Кто я есть?
Я сейчас пока ещё труженик, который способен решать различные творческие задачи в области энергетики, управления и юриспруденции, и я их решаю, за что мне на основании трудового договора платит акционерное общество вполне достаточное вознаграждение. Кроме того, я имею достаточно времени и сил заниматься Богопознанием и писать по его результатам отдельные главы своей книги. От трудов по обоим направлениям я получаю, кроме денежного, моральное удовлетворение, и имею основания сам себя невыносимо уважать.))) Также я являюсь отцом взрослого сына, героя нашего времени, по моему мнению и мнению моего государя, коим является президент России и царь нашего народа. А ещё у меня есть две внучки, две собаки и кот с кошкой. И нет тёщи. В общем, счастья – полные штаны.))) Для всего этого мой Бог даровал мне всё необходимое: ум с кое-какими способностями, честь с достоинствами, совесть с рассудительностью, кровь живительную, силы и здоровье в теле, в меру дурости, подлючести, ехидности, брехливости, брезгливости и юмора. В общем, я на полном серьёзе могу считать себя учёным-теплофизиком, инженером-теплоэнергетиком, адвокатом-цивилистом, плотником, садовником, писателем, хозяином дома, рыболовом и познавателем Бога в одном лице. И всё вышеперечисленное совсем не на любительском уровне. Слава Богу, отцу родному и моим учителям, а также и мне, горячо и беззаветно любимому, за всё. ))) В нравственном отношении дело обстоит похужее. Мне далеко до того, чтобы любого встречного и просящего (голодного накормить, раздетого одеть, странника приютить, больного исцелить, заключённого утешить и таки далее) облагодетельствовать и дать ему то, что он просит. Не умею любить врагов. Более того, не научился пока к ним отоситься равнодушно. Не люблю, причём отчаянно не люблю, пристрастно не умею терпеть трусов, лентяев, жлобов, хамов, дураков, снобов, жадных, попрошаек корыстных и прочую мерзость. Я учусь жить среди разных людей и обращать направленное на меня и моих ближних зло в добро. Но я пока не волшебник, я только учусь. Успею ли? Мне не ведомо. В храм хожу по воскресениям почти каждую неделю и при случае. Не люблю ходить в храм, когда в нём и около него столпотворение народа. Мне хорошо в храм прийти вместе с женой и в тишине наедине пообщаться с Троицей, с Марией Девой, с Иосифом Обручником, с Иоанном любимым учеником Иисуса Христа, с Сергием Радонежским и с иными по настроению, внести свою лепту на содержание храма, попрощаться с теми с кем общался и вернуться домой. Стараюсь не беспокоить Троицу в седьмой день своими просьбами, давая возможность спокойно почивать в этот святой и благословенный день. Во все остальные дни - прошу, являясь попрошайкой, а в седьмой день - нет. Хорошо это или нет - мой Бог мне в своё время расскажет.
Боюсь ли я утратить то, что сейчас, как мне кажется, имею? В части духовного, душевного и материального имения? - Да, боюсь. Я не трус, но я боюсь.))) Каково моё имение в духовной сфере жизни? - Это результаты моего познания. Мои статьи, стихи, книги...Их нельзя утратить. Они не горят. Их нельзя украсть. А в душевной? - Здесь всё похуже будет. Я не большой теплоты душевной человек. И тепло моё очень направленное. И в этой части были уже большие потери и утраты. Были и предательства. То моё доброе отношение к моим ближним и их отношение ко мне, его можно потерять? - Да, можно. «Люди встречаются, люди влюбляются, женятся», а потом расстаются, любовь проходит, разводятся... Друзья предают и становятся врагами... В душевной сфере всяко бывает. То, что грело душу в юности, леденит сердце в старости. А в физической сфере жизни? Тут всё легко можно потерять, и деньги, и дом, и землю... И никакая страховка не поможет. Чем дорожу, чем на свете рискую я? - Богом одним, только Богом одним. От меня, как я думаю, в этой части (сохранить и приумножить) ничтожно мало зависит... Я себя то сохранить не могу, не то, что других...
Я дорожу, то есть получаю удовольствие и удовлетворение, иными словами ощущаю радость от процессов мышления и думания, от познания, от написания и описания своих результатов думания и познания, от процесса и результатов своего труда и от вознаграждений по трудовому договору, от общения с некоторыми коллегами, от дружбы с сыном , от участия в воспитании внучек, от редких встреч с друзьями, от регулярных посещений бани, от подготовки и от самой рыбалки, от ухода за садом, от плотницких занятий, от редких концертов любимых исполнителей классической музыки, от некоторых эстрадных исполнителей и так называемых бардов, от наблюдений за видами и явлениями природы, за красивыми гармонично развитыми людьми с их словами, движениями и поступками, от возможности выпить и посидеть в состоянии прихода, поразмышлять, порешать какие-то сложные задачи, которые трезвый рассудок признаёт неразрешимыми, но тот же рассудок «под шафе» их решает или указывает путь, по которому надлежит пойти, чтобы найти решение, обрести новые знания и умения... Короче говоря, сегодня я получаю радость от того образа и стиля жизни, который я веду, который мне дарит мой Бог. Те досадные недоразумения и некоторые обязательные тяготы, конечно, имеются, куда же без них? Но, если вдуматься, то «иго Моё благо, и бремя Моё легко» – раз я всё это по жизни несу с хорошим настроением.)))
Чего я не хочу? Я не хочу страданий никаких, ни духовных, ни душевных, ни физических. Я не научился за всю жизнь и очень плохо переношу состояние душевного дискомфорта, терпеть не могу выяснения отношений, убегаю от скандалов, ненавижу уличать и обличать. Я не люблю жаловаться, обвинять и оправдываться. Я не хочу напрасных мучений, не являющихся обязательными в творчестве и познании. Если я не хочу своему Богу, себе и никому из своих ближних зла, почему я не могу делать так, как я хочу? – Только так и нужно делать, чтобы уж точно знать, за что тебе дали по морде.))) По физиономии лица всё равно получу, так хоть сделаю так как хочу я, а не так как хочет кто-то. В эту сказку про несчастного человека, который не делает то, что хочет, а делает то, что не хочет – не верю.)))
Что меня в моём воображаемом будущем тревожит? Отсутствие накоплений и перспектива нищенского периода дожития? - Да, это меня беспокоит. Возможно потому, что я в нищете ещё пока не жил. Я не пробовал жить на нищенскую российскую пенсию в 14 тысяч рублей, которую я «заработал» за 50 лет честного трудового стажа. Бог миловал и баловал меня в этой части, да и во многих других составляющих этой нашей земной временной жизни. Возможность заболеть и долго, нудно и больно болеть? - Да, это тоже волнует. Я не хотел бы такого развития событий.
Зачем и сколько я бы ещё хотел прожить? И как? Хотел бы закончить, если Бог даст, все три книги, посвященные моему познанию Бога и Им сотворённого мира. После чего создать с Божьей помощью стройную, красивую и гармоничную Теорию познания, творения и сосуществования. Опубликовать свои труды, если на то будет Божья воля. Хотел бы, чтобы мой Бог меня благословил принять посильное участие в жизни сына и его детей, и чтобы они приняли мою помощь. Для этого нужно лет двадцать - тридцать. «Она ещё не родила, но по расчёту, по-моему, должна родить»)))
Когда и как я бы хотел умереть? Возможно, лучший вариант - как жена моего старинного друга Ольга, заснуть без болезней с улыбкой на лице и не проснуться. Всё равно всего в этой жизни не успеть, всех своих целей не достигнуть… Занимаясь Богопознанием на старости лет я понял, что тело моё стремительно стареет и теряет форму, а дух напротив - бодреет, обретает новые умения и ранее не бывалые силу и мощь. Надеяться на то, что достигнув одной цели, он тут же не поставит передо мной новую, не приходится. Хорошо умереть насыщенному жизнью особо не болея, как это описано в Священном Писании про Авраама, Исаака и Давида...
Хочу ли я жить вечно и зачем? Что я буду делать в этой вечности? У меня нет пока ответа на эти вопросы. Я так и не сподобился понять то, чем там в Царстве Небесном занимаются его жители? От каких занятий они там получают или испытывают блаженство. Я пока не понимаю, могу ли я и чем могу быть полезен Богу вечно? Христос говорит, что «сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах». Богу там что, ангелов не хватает? Как ангелы - это как? Они облик имеют человеческий, или способны его принимать, говорят на человеческом языке, едят, пьют, и всё прочее, прости Господи, и только не способны жениться и выходить замуж. Варианта два – либо земные муж и жена, которые по велению Бога, стали – одно, после воскресения становятся одним ангелом, либо разделяются на два ангела. Судя по тому, что говорит Иисус «Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится;» - всё-таки грядёт разделение. Вот. А чем будут заниматься там эти, которые как ангелы? – Нет объяснений. Ну и ладно, вот и хорошо. Будет радость - будем посмотреть. Пусть будет. Сюрприз.)))
Понятно одно, что размножаться нужно пока живёшь со своей женой, после смерти исполнить это обязательное неукоснительное безусловное и безоговорочное повеление Творца не получится, во всяком случае у тех, кто сподобится «достигнуть того века и воскресения». Не хорошо откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Не по-Божески это… )))
Становятся ангелами, или как ангелами? Были люди в раю - как Боги («Адам стал как один из Нас»), а те, кто вернутся в рай, те станут всего навсего - как ангелы, то есть с понижением статуса в табеле о рангах Царства Небесного.))) Человек может сам сподобиться достигнуть того века и воскресения из мертвых или это исключительной Божий выбор? - Это - Его Царство и Его выбор. Он выбирает нас, а не мы Его.
Если сравнивать по земной полезности людей для творчества и созидания, то я явно в числе лучших по этим параметрам. И вроде на что-то бы уж точно сгодился.))) Но Бог Себе по другим критериям выбирает, кто возьмётся, а кто оставится. Хотя, если без ложной скромности примерять на себя кафтаны Авраама, Моисея, Давида, Соломона, то вроде неплохо бы они сидели, не сильно морщась...))) Ну, может быть немного бы жали бы. Да, ладно. Я бы втянул живот…))) Ну, это я сам про себя так хорошо думаю, а что думает обо мне мой Бог, мне неведомо. Бог знает. Но, подозреваю, что раз уж Он меня до этих лет сохранил живым, значит это Ему зачем-то нужно?!))) Короче: делай, что должно, что тебе указывает твой ум, требует твоё понимание чести и достоинства, велит и просит одновременно твоя совесть, и... Будь, что будет. Пусть мой Бог управится со мной, со Своим человеком, так как Он считает, чтоб было - Хорошо.
Как прозреть так, чтобы видеть всё в истинном свете глазами Бога? – Невозможно. Можно только учиться и стремиться видеть всё лучше, точнее, шире, глубже. Видеть и прозреть – это одно и то же? Почему я иногда видя не вижу? – Потому что мне не интересно. Я вижу то, что хочу видеть или не могу не видеть. В офисе, в электричке, в храме много людей вижу, но и только. Нет желания и нет интереса. Скользнул глазами, пустяковая мысль мелькнула, и всё... И ничего более...
Один из моих самых близких и давних друзей, примерно через три года после того, как у него совершенно неожиданно для всех, не болея ничем легла с улыбкой спать его жена Ольга и не проснулась больше, так и осталась спать смертным сном с улыбкой на лице, сказал: «Для меня Бог перестал существовать после смерти Ольги». Я спросил: «А до смерти жены Он для тебя существовал»? Он ответил: «Да, существовал». Вот так мой друг прекратил существование Сущего для себя. Понятно, что с Богом ничего не случилось. Он просто Его вычеркнул из своей жизни, из круга своего общения. Это был результат долгих раздумий. А сын Ольги в день её погребения на кладбище сказал: «Да нет там никого на небе (имея ввиду царство небесное), есть только материальный мир и ничего более». Вот как повлиял на двух умных, образованных людей, кандидатов наук, очень осторожных и деликатных при выборе слов для общения, неожиданный уход из их жизни их любимой жены и матери, весёлой, жизнерадостной, очень подвижной и лёгкой на подъём, и очень любящей жизнь и своих друзей женщины… Не только на них, многие были в ужасе и в непонимании зачем? За что? Для чего? Для кого? Одни безответные вопросы… Нет, конечно, разные люди что-то пытались сказать утешительное или душеспасительное по этому поводу, но это было похоже на вынужденные лицемерные пассажи умничания … что-то же нужно говорить!?...
Мой друг решил, что его жену у него забрал Бог или допустил её смерть. Ему такой Бог не нужен. Он думал, что Бог другой, а Бог оказался не такой, как он сам себе придумал.
Когда всё хорошо, так легко верить в Бога и в то, что Он Сам есть - сплошное Хорошо, и сделал всё хорошо, и так оно и есть. А вот если к тебе нечаянно подкралась смерть любимого человека? Как продолжать верить в Хорошо? – Невыносимо тяжело.
Ольга была и есть, по моему мнению, очень хорошим человеком, добрым, отзывчивым, умным, благодарным, тружеником… Те из моих знакомых, кто продолжает жить, на мой взгляд, точно не лучше её, значительно хуже при этом многие из них старше её… Да, вот Иов многострадальный, тоже был хорошим человеком во всех отношениях, лучшим по мнению Самого Бога из всех живущих на земле в то время, но Бог разрешил сатане мучить Иова. «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла». (Иов.1:8). Вот такого человека Бог отдал сатане на проверку его благонадёжности (богобоязненности) через мучения и страдания. Это персонально. В этом случае богобоязненность или страх божий приравнивается к благословлению Бога за всё, за всё доброе и за всё злое. Это безоговорочное, безусловное, абсолютное благословление Бога за всё злое (за убийство твоего скота и твоих животных, за сжигание твоих детей, за проказу, за гниение живьём и прочие «шалости» сатаны без объяснения причин) граничит с неистовым безрассудством, беспросветным безумием, невменяемым фанатизмом и беспробудным идиотизмом. Человек для Бога то же, что земляной червяк для рыбака или сам человек считает, что он для Бога и есть земляной червяк? Я допускаю, что такая тварь, как человек, не имеет права на ругание своего Творца, на хуление Святаго Духа и на роптание на Бога Отца. Но не роптать и благословлять – совершенно разные вещи. Ты за что благодаришь, если Он тебя ни о чём не спрашивал и ты Его ни о чём не просил? Ты доволен тем, что Он тебя отдал на откуп сатане, как надоевшую рваную игрушку? Эта многоуровневая проверка - сдаст Иов экзамены или не сдаст, означает, что ни Бог, ни сатана не знали ответа на этот вопрос, они оба ни в чём не были уверены, или это было очень полезно, благостно и благоприятно для Иова? В то же время страдал не только Иов… Сотни тысяч других людей тоже лишались любимых людей. Каждого мучает сатана и про каждого ли спрашивает разрешения у Бога? – Это тоже удел избранных. Быть избранным и хочется, и колется, и мамка не велит. Это добро и зло в одном плоде, как на дереве познания в раю.
У меня такое мнение созрело, что Бог не принимает в расчёт наши хотелки, Он делает так, как считает нужным по праву Творца. Он не руководствуется нашими понятиями так называемого гуманизма, заслуженности. Хочешь рассмешить Господа? Расскажи ему про права и свободы человека! С одной стороны. С другой стороны – Ему нет дела до всех. Он общается только с избранными. Остальным предлагает самим жить в сотворённом Им мире, выбрать путь, стать самим собой и жить своим умом, поступать по велениям своей чести, советоваться со своей совестью и нести ответственность за свои мысли, слова и поступки. Вот мне, например, до каждого ли мне есть дело? Знакомые люди мне все одинаково интересны? Каждый отпускает своих ближних в свою жизнь и только когда я с кем-то пересекаюсь, возникает общение, тогда я могу тому человеку сделать нечто доброе (жаждущего напоить, голодного накормить, голого одеть, печального утешить, грустного рассмешить, больного попытаться вылечить)… В мире много жаждущих, голодных, больных, заключённых, бездомных и таки далее, но я не ищу их специально… не до каждого мне есть дело. Другое дело люди, избранные мною в мой круг ближних. Я их избрал или мне их мой Бог привёл не имеет решающего значения. С ними у меня те отношения, о которых говорит Христос, когда описывает процесс разделения людей на овец и козлов. Хорошо ли это, что к иным, неизбранным, иное отношение? - Хорошо. Сам Иисус говорит: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.», (Мф.15:26). Я также замечаю, что даже со своими детьми по мере их возрастания изменяются отношения. И они кардинально становятся другими после отпускания детей в самостоятельную жизнь. И Бог на этом настаивает неумолимо: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть», (Быт.2:24).
Говорят Бога нельзя мерить нашими человеческими мерками. А какими Его мерить мерками, если у меня, как у человека, других мерок нет? Какой учитель мне расскажет с какими мерками я должен подходить к Господу?
Среди моих ближних вопрос: «Чего ты хочешь от Меня»? – равносилен ответу: «Отстань! Что тебе ещё от меня надо? Ты уже и так всё, что тебе положено получил от меня. Довольно с тебя будет и того, что я тебе уже дал. Пора и честь знать, коли совесть спит». Разве Бог не праве так сказать любому из живущих, даже слепому. Разве он был слеп не по воле Божией? Кого хочет милует, кого хочет наказывает. Это понятно. Каждому - своё. И тут нет места зависти и конкуренции. Когда изначально не дал – это одно, а когда сначала дал, а потом забрал – это другое. Почему человек всё время хочет устроить свой самосуд Богу? – Потому, что «неполноценность Петю гложет, он хочет то, чего не может».)))
Вот, если бы мой Бог спросил у меня: «чего ты хочешь от Меня»? – я был бы готов ответить: «Господи! Чтобы мне прозреть Истину». Мне увидеть Париж – даром не нужно. Видел я эту брехню. А вот, если прозреть Истину, то и умереть не страшно.
Мы по молодости с друзьями считали, что задавать друг другу вопросы среди настоящих мужчин не прилично, не принято. Каждый другому скажет то, что хочет сказать и покажет то, что хочет показать… или попросит то, что ему надо… Правильно это или нет? А лезть в душу без спросу правильно? Тебе плохо? Да? Как нет! А что у тебя тогда такая рожа недовольная? Ты мной недоволен? Да? Ну и таки далее…
Я не знаю, как другим, но самому себе и своему Богу необходимо учиться задавать вопросы. Я вот сейчас сам у себя спросил: «Если я к своему Богу обращаюсь на Ты, то почему к некоторым людям я должен обращаться на Вы? Я их что больше уважаю»? – Нет, конечно. Мой Бог ко мне обращается на ты, вот и я к нему на Ты, ибо форму Его обращения ко мне рассматриваю, как Его разрешение, дозволение и мне к Нему обращаться так же. А тот, кто ко мне обращается на Вы, к тому и я на Вы. Вы – признак отчуждения, наличия некоторой преграды. Чаще всего этического лицемерия. Это как обращение к судье – «ваша честь» или «уважаемый суд» - лицемерное словоблудие, предписанное процессуальными кодексами. Если я считаю уместным и правильным задавать вопросы своему Богу, то почему я считаю не приемлемым, неприличным и неуместным задавать вопросы своим ближним? – Потому что боюсь спровоцировать, соблазнить их на враньё. На самом деле мой Бог ко мне ещё пока ни разу в жизни не обращался ни на ты, ни на вы, никак… Но я так, думаю, что если бы обратился, то непременно на – ты. Мы ж друзья. Нас так учили в школе, «рабы – не мы, мы – не рабы».)))
Надо мне, наверное, изменять своё мнение относительно науки, искусства и культуры вопрошания. Есть вопросы-приговоры, есть вопросы-осуждения, есть вопросы-сомнения… Наверное, сложно обидеть дорогого мне человека вопросом искренним, деликатным, умным и заданным с глазу на глаз с желанием помочь или утешить.
Добросовестная вера требует вопрошания и сомнения, проверок и поисков путей устранения противоречий… Вера без проверки наивна… Необходимо свои представления о своём Боге постоянно ставить под сомнение, это обеспечивает развитие Богопознания и не даст возможности фанатеть беспросветно от принадлежности к какой то одной ветви церкви или вероучения, например к Русской Православной Церкви. Нет истинной веры от привычки и от традиции. Если человека в младенчестве окрестили, всё детство, отрочество и юность его водили родители в храмы на богослужения, причастия и прочие таинства, а, став взрослым, он продолжил быть членом прихода, то в этом нет Богопознания, потому это не вера, а привычка в стаде делать вид, что соблюдаешь обычаи, традиции, похожие, например, на почитание и посещение русской бани. Когда человек в 70 лет спрашивает благословения и совета как поступить у 30 летнего священника, нет в этом акте веры. Глупость, комичность, костюмированный спектакль, лицемерие и лицедейство с обоих сторон есть, а веры нет.
Наши научные знания, инженерные и медицинские умения непрерывно развиваются, уточняются, модели и теории устаревают, изменяются, совершенствуются. Либо даже отрицаются и им на смену приходят другие, более точно описывающие действительность, факты, процессы и явления. Почему же с писаниями, мнениями и воззрениями, так называемых святых отцов и с постановлениями соборов, ситуация иная?
Это удивительно. Учёные, инженеры и медики добились значительных успехов в познании мира и в творчестве, а церковники - увы. Выходит, что учёные, целители и инженеры честнее выполняют свой долг, нежели церковники. Учёные готовы поставить под сомнение любую свою любимую теорию, любую модель, любое мнение и непрерывно занимаются познанием, изменяя и совершенствуя картину представлений о созданном Богом мире. И сам мир меняется, ибо Бог вместе с ними продолжает творить. С теми, кто задаёт и задаётся вопросами, спрашивает и просит, ищет на них ответы, стучась во все двери, куда только можно, и Христос некоторым из них открывает нечто или приоткрывает. Но именно им, а не тем, кто... Но, не будем о грустном... Кто-то же должен и овец пасти...Хотя, конечно, Богопознание, религия, вера, вероучение и церковь - это не только нравственность и научения, но прежде всего Познание, миропонимание и мировоззрение.
Не нищий духом блажен, а растущий духом, младенец духом. Дух человека ещё не вырос, он растёт, он полностью зависим от Творца и Отца! И развивается вместе с созданным Творцом миром. Подозреваю, что и вся Троица развивается! Это предмет Познания, а не веры.
Мне сейчас потребовалось в целях Бопознания дать свои (как я понимаю) определения, указывающие на различие в содержании таких понятий как: Религия, Вера, Вероучение, Вероисповедание.
Религия – непрерывно развивающаяся система познания и представления мира (мировоззрение) и система понимания существования мира (бытие, миропонимание), основанная на существовании Творца (Сущего), сотворившего всё и вся, включая человека, как венец творения, из Себя и для Себя в целях сотрудничества с неразрывно связанными с Ним человеками и продолжения совместного творения. Религия – процесс и результат сотрудничества Бога с человеками, Творца с тварями.
Вера – верность человека его союзу с его Богом, выраженная в уверенности «Ты – мой Творец, я – Твоя тварь. Как скажешь (Слово), так и будет (Бытие)».
Вероучение — совокупность догматических положений веры, придуманных людьми, по которым проводится дифференциация между вероисповеданиями.
Вероисповедание – (конфе́ссия (лат. confessio — испове́дание) в соотношении с credo (кредо) - символом веры) - официальное принятие человеком какого-либо вероучения и присоединение к организации (церкви) в результате его свободного самоопределения либо как продолжение семейных традиций, когда человек рождается уже в определенной вере своих предков и продолжает ее, соблюдая или делая вид, что соблюдает беспрекословные обязательные ритуалы, обряды, обычаи, требования, догмы и каноны своего вероучения.
Очевидно, что религия не сводится к вероучению и тем более к вероисповеданию. Религия – Божий дар. Его Откровения. Вероучение с вероисповеданием – результат человеческих домыслов о том, что приятно, а что не приятно Богу, как правильнее Его славить, возведённых в «незыблемые» догмы. И прав русский народ, который говорит: «Не путай Божий дар с яичницей». Религия - есть Божий дар – познание Слова Божия, познание Бога – Творца, законов Его животворения мира и его существования и сосуществоания Бытия с Сущим. Яичница – церковничество.
Религия основывается на том, что весь тварный мир от самых больших образований видимых и невидимых до самых маленьких видимых и невидимых создан Троицей из Самой Себя и потому он один и един и сосуществует с Ней везде и всегда, потому всё, все и вся имеют потенциальную возможность общаться с Ней также везде и всегда. Человек причастен своему Богу везде и всегда и имеет возможность познавать Его. Религия основана на развитии, на рождении сомнений и их проверке, выявлении противоречий и их разрешении. Вероисповедание не допускает сомнений в истинности раз и навсегда сформулированных людьми догм и мнений святых или духовных отцов, которым этот статус присваивают тоже люди.
Верить в Бога хорошо через Его познание, а не из страха нарушить недостаточно обоснованные и не вполне доказанные догмы, начала, принципы и правила.
Антоний Сурожский говорит: «А ответ никогда не бывает убедительным, если все его составные части взяты из цитат либо из Священного Писания, либо из какого-нибудь другого источника – из святых отцов, из наставлений духовных писателей. Убедителен тот ответ, который человек может дать изнутри собственного опыта».
А «опыт – сын ошибок трудных» приобретается только и только в результате Познания и применения его результатов.
Познавать – Верить – Проверять. Триада. Триалектика. Троица. Без них никак. Да будет так. Пусть только так и будет.