Сегодня обсудим причины задержки речевого развития.
Какие бывают причины? Когда стоит идти к специалисту? Почему ранняя коррекция так важна в детском развитии? К кому обращаться за помощью?
Узнаем в этом посте!
Мы привыкли, что речь ребенка развивается, как бы "сама по себе". От этого появилось распространенное заблуждение о том, что нужно подождать волшебных 3-4, иногда даже 5 лет. Тогда якобы должно случится чудо, а пока можно не вмешиваться в речевое развитие детей, даже если родители чувствуют, что ребенок как бы "застрял" на каком-то этапе или вообще не начинает говорить. Я не виню родителей, потому что такие советы дают даже некоторые "специалисты", но хочу сегодня развеять смуту вокруг этой темы и донести до каждого читателя, что лишний раз провериться у специалиста - лучше, чем пытаться исправить последствия потерянного времени.
Начнем с причин задержки в речевом развитии. Дорогие родители, прошу вас не паниковать сразу после прочтения этого блока статьи, потому что здесь я просто знакомлю вас с тем, какие причины бывают. Не ищите каждую из них у своего ребенка, но если за что-то переживаете, обязательно обратитесь к специалисту. Не стоит сокрушаться о допущенных ошибках, обвинять в чем-то себя, просто помогите ребенку развиваться полноценно.
Приведу самые распространенные причины. Для удобства разделим их на две группы:
1. Внутренние:
- течение беременности и родов (нарушение развития плода, родовые травмы, влияют на развитие мозга в целом, а значит затрагивают и речевое развитие);
- наследственные факторы (заболевания, имеющие генетическую природу, в таком случае задержанное речевое развитие может быть лишь симптомом недостаточности нервной системы).
-частые болезни в раннем детстве неблагоприятно сказываются на развитии речи
-травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга
-недостаточность сенсорных функций (слух,зрение), особенности строения органов артикуляции, нарушение формирования высших психических функций, таких как память, внимание, мышление, неврологические проблемы, например нервно-психическая возбудимость.
-особенности личности и мировосприятия ребенка (это может проявляться в задержке на стадии эмоционального общения - только мимика и жесты, зацикленности на предметах, затянувшейся стадии "детских" двусложных слов(ням-ням,кач-кач) и тд.)
2. Внешние
-психотравма, пережитая ребенком (испуг, неблагоприятная ситуация в семье)
-речевое окружение ребенка (это может быть, как недостаточное речевое обращение взрослых к ребенку, так и перенятие дефектов речи взрослых ребенком по подражанию)
-социальные условия воспитания (недостаточное количество положительного отклика и включенности родителей в общение с ребенком)
-педагогические ошибки(как пример - гиперопека)
Причин может быть множество, и вы это увидели, но важно понимать одно - речь ребенка развивается не по какому-то особому пути, а лишь по какой-то причине отстает в своем развитии. Нельзя просто ждать и ссылаться на дальних родственников и сомнительных знакомых, приводя в аргумент то, что их ребенок не говорил и в 4 стал рассказывать длинные стихотворения, Тем самым вы просто отпускаете своего ребенка "плыть по течению", когда специальную работу лучше начинать как можно раньше.
Почему так важно начать проверяться и заниматься целенаправленно с самых первых звоночков?
В случае организации ранней коррекции, в будущем не придется исправлять то, что неправильно сформировалось, мы можем направить развитие ребенка в нужное русло изначально. Это бесспорно более простая работа для ребенка и для взрослого,помимо этого, она еще и более плодотворная.
Задержка речевого развития отражается на всех сферах жизни ребенка, она создает трудности в выстраивании коммуникации как со взрослыми, так и с другими детьми, мешает правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу. Именно поэтому задержка речи требует как можно более ранней коррекции со стороны логопеда, в некоторых случаях невролога или психиатра.
!! Важный момент - почему только занятия дома с родителями и близкими без проверки у специалистов могут не приносить результатов:
В современной педагогике и психологии есть такое понятие, как структура дефекта. Ее важно правильно определить для плодотворной работы с ребенком. Понятие ввел отечественный психолог Лев Семенович Выготский.
Дефект - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.
Он состоит из двух компонентов нарушения:
Первичный - повреждение биологических систем (например, нарушение слуха)
Вторичный - недоразвитие высших психических функций (например, у детей с нарушением слуха, будет задержано формирование речи)
Зачем же нужен специалист? Чтобы определить не стоит ли за задержкой речевого развития какого-то более крупного нарушения. Это важно, поскольку, если не брать во внимание первичную причину, а заниматься только речью, это не даст никаких результатов или обеспечит минимальные сдвиги.В то время как, если мы займемся в комплексе и первичным и вторичным нарушением, то получим наилучшие результаты. А если при этом еще и начнем заниматься как можно раньше, то от задержки речи(если она была первичным) не обеспечим никаких вторичных нарушений(например,задержки в переходе от наглядно-образного к более сложному словесно-логическому мышлению), и будем гармонично развивать ребенка.
Поэтому, дорогие родители, если вы чувствуете,что что-то не так, без паники, просто лишний раз проверьте,чтобы сердце было спокойно. Если "специалист" говорит подождать до 5 лет,пока ребёнок заговорит,разрешаю Вам официально разворачиваться и хлопать дверью перед халатностью и некомпетентностью.
Если специалист в ходе диагностике скажет,что с вашим ребёнком,все в порядке — это супер! Но помимо этого на консультации вы также можете задать вопросы про то,как заниматься с ребёнком речевым развитием Вам дома,это тоже немаловажное знание.
Всех родителей и бабушек, дедушек детей с задержкой в речевом развитии крепко обнимаю и верю в Вас и в то, что Ваш ребенок, окруженный заботой и поддержкой, в виде общения с вами и занятий по развитию речи, обязательно заговорит!🫂
Интересна тема детского развития? Оставайся со мной! Здесь о сложном – простым языком🤍