Роман, Елена Малисова и Катерина Сильванова
Очень хотелось прочесть запрещённую книгу нового времени, но было боязливо, что она окажется мрачной и гнетущей. Ведь из-за чего стоит запрещать автора? Но с первых глав внутри поселилось озорство и нежность; лагерь «Ласточка» оживил детские воспоминания: дежурства, линейки, дискотеки, наказания за непослушание, страшилки и то, как мы мазали друг друга пастой, тёплая вода речки, где постоянно запрещали купаться. Этот роман о лете, любви и СССР.
Окончив 473 страницы (это обе части книги), могу сказать, что по таким книгам в Голливуде снимают романтические эпосы. Роман охватывает 20 лет — от Союза до новой России и жизнь героев — от пионерии до зрелости. Сами герои: Юра из Харькова и Володя из Москвы — уже звучат как метафора нового времени. Через историю мы можем вообразить мысли подростков до появления информации о ЛГБТ. По случайности именно новая цензура, когда инаковость снова стала вне закона, сделала книгу бестселлером ещё популярнее.
В начале 2021 года издательство Popcorn Books выпустило первую часть в магазины. В январе 2023 года на издательство было заведено административное дело о «пропаганде ЛГБТ» и «мелком хулиганстве».
Анализ #ЛВПГ
Представим, что ко мне в анализ пришёл персонаж Володи, и мои дальнейшие размышления являются фантазиями на эту тему.
Первое, на что хочется обратить внимание, — глубокий внутренний конфликт В. между тем, каким он считает себя внутри — мерзким, сумасшедшим, похотливым, порочным — и тем, каким он хочет казаться — образцовым, успешным, целеустремлённым, одобряемым. Уже здесь В. вызывает большое сострадание, а узнав о том, как его конфликт переходит в самоповреждение, — и вовсе большую тревогу. Поэтому я бы предложила В. обратиться за помощью к психиатру (следует прояснить, когда это началось, что ещё бывало и т.д.). И сказала бы, что «кажется, вам очень сложно говорить о своих чувствах, но это необходимо, чтобы понять, как вам жить дальше. А препараты, если доктор их назначит, помогут снять это огромное напряжение, которое, вероятно, копилось годами».
Что примечательно, помимо внутреннего конфликта у него есть и план — выбраться из Союза в Америку. И тут я бы спросила у В.: «А какую именно вы там собираетесь вести жизнь? Для чего вам этот переезд? Что он изменит?»
Но, опережая себя, фантазирую, что тут он замешкается... Кажется, и внутри себя он не представляет, как может жить свободной жизнью, выбирая, с кем её делить. Вероятно, эта возможность уехать, его внутренний протест против системы и авторитетов очень хрупки и расплывчаты. Всей своей жизнью В. показывает, что собирается заслужить одобрение и место в обществе.
Тут я размышляю, что это он хочет сделать в угоду отцу. Но что мы знаем? Отец — некий бизнесмен, чей сын учится в МГИМО, а значит, семья обеспеченная. Он требовательный и, вероятно, жестокий, ведь узнав о ориентации сына, находит "специалиста", чтобы сделать его нормальным, не выбирая говорить с ним и поддерживать. Сам отец В. представляется мне недосягаемым для мальчика объектом любви и восхищения, но и страха; будто бы все эти достижения призваны впечатлить его.
И если герой Юрка — это человек естественный и настоящий в своих проявлениях, то В. скрытный в противовес. И после того как их отношения проясняются и крепнут, он не позволяет Ю. приехать. Он пишет ему: "Приедешь, когда поступишь в консерваторию". Здесь для меня не только страх встречи с Ю. и дальнейших перемен, но и то, как он бессознательно требует заслужить любовь. В его мире любовь не является тем, что получают просто так; это нечто запретное, трудное и невероятное. Оттого он и не может принять свою ориентацию, не может построить отношения.
Понятно, что в СССР гомосексуальные отношения под запретом и не могут быть публичными; даже считаются ненормальными и отклонением. Но для парня-студента МГИМО многое открыто — зарубежные журналы и дневники Чайковского; парни, которые ходят за ручку, ему встречались. Но у В. даже нет друзей; эта невозможность близости лежит внутри него самого, и даже институт и приближающаяся взрослость не дают ему внутренней свободы.
К сожалению, В., каким вижу его я, вынужден проигрывать отношения, где он ужасен, а Ю. страдает и портит себе жизнь, связываясь с ним. Как вероятно он чувствовал себя в родительской семье и жизни — жертвой под гнётом требований и стандартов, обрушивающихся на него.
Все это мои фантазии и гипотезы, которые на реальной сессии могли бы не подтвердиться. Буду рада вашим отзывам и идеям о героях, возникшим после прочтения романа. Буду благодарна за репосты тем, кого эта статья могла бы заинтересовать.