Ранние научные исследования зависти подчеркивали ее враждебную, злонамеренную природу, но все большее количество исследований предполагает, что невраждебная, добрая форма зависти также распространена. Более того, эта белая форма может помочь нам достичь наших целей.
Святой праведный Иоанн Кронштадский учит: «Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдешь от Нее, не получивши милости. Так мыслить и так быть уверенным относительно Нее – достойно и праведно. Она – всемилостивая…». Переходите по ссылке в наш телеграм канал и читайте продолжение учения праведного Иоанна, https://t.me/molitvaikona/11660.
Ключевое различие между доброй и злонамеренной завистью заключается в том, как эти подтипы мотивируют нас справляться с завистью. Оба опыта болезненны, но мягкая зависть повышает мотивацию; злонамеренная зависть приводит к нивелированию мотивации.
Рассмотрим многие из наших потребительских решений. Мы можем позавидовать другу, потому что у него есть желанная машина или iPhone. Что нам делать с завистью? Часто мы находим способ, приобрести товар сами. Сосредотачиваемся на желаемом объекте и способах его приобретения. У нас нет желания отобрать предмет или причинить вред его владельцу — просто потому, что у него уже есть то, что мы хотим. Мы также обычно не чувствуем обиды, потому что преимущество кажется несправедливым или потому, что мы не можем с ним что-то сделать.
Другие контексты порождают злонамеренную зависть, например, когда мы конкурируем с соперником, имеющим преимущество, над которым мы сомневаемся, что можем что-то сделать. Вероятно, мы считаем, что соперник тоже не вполне заслуживает преимущества. Возможно, мы не будем активно причинять вред этому человеку, но мы, вероятно, почувствуем приступ злорадства — если этому человеку не повезло.
Это различие легче оценить в языках, которые, в отличие от английского, фактически имеют отдельные слова для каждого подтипа. Например, в русском языке есть слова для обозначения белой и черной зависти.
Но как мы можем вызвать в себе мягкую зависть, когда нас расстраивает превосходство другого человека? Одним из ключевых моментов является формирование мышления, согласно которому изменения действительно возможны. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на всех вещах, которых у нас нет и которые блокируют самосовершенствование, сосредоточьтесь на тех вещах, которые мы можем контролировать.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: «Не знаешь, как правильно поступить? – Проси Ангела-Хранителя. Придет благая мысль и положит на сердце, как поступить. На сердце станет…». Переходите по ссылке в наш телеграм канал и читайте продолжение слов святителя, https://t.me/molitvaikona/11705.
Это показали исследования, проведенные ван де Веном и его коллегами. Студенты, принимавшие участие в исследовании, читали о выдающихся учёных. Детали истории его жизни породили либо «постепенные» убеждения о том, как приходят достижения (предполагающие, что препятствия можно преодолеть упорными усилиями), либо убеждения о «сущности» (предполагающие, что унаследованные черты и нахождение в правильных обстоятельствах определяют успех). Когда затем студенты прочитали о другом человеке с высокими достижениями, на этот раз о другом студенте, те, кто находился в состоянии постепенного приращения, почувствовали более мягкую зависть, чем те, кто находился в состоянии сущности. Кроме того, эти студенты также указали, что планируют уделять больше времени учебе. Эти намерения положительно сочетались с доброй завистью, о которой они сообщали.
Молитва при зависти к ближнему и сетовании о своих неудачах.
О, Ты, преблаги́й, преще́дрый, Го́споди Иису́се Христе́! Вся́кое бла́го прихо́дит от Тебя́ и чрез Тебя́, из сокро́вища Твоего́ ве́чнаго непреходя́щаго бога́тства; Ты уделя́ешь ка́ждому свое́ по во́ле Твое́й. Не допусти́ мне чрез вредоно́сную за́висть сравня́ться с диа́волом. Изле́й в се́рдце мое́ Твою́ бла́гость, Твою́ любо́вь, Твою́ ве́рность, что́бы я серде́чно ра́довался дара́м Твои́м, кото́рые Ты из ще́дрой бла́гости разделя́ешь ме́жду на́ми, и Твоему́ милосе́рдию над на́ми; что́бы мы не отягоща́ли бы друг дру́га за́вистью, ло́жью, хуло́ю и клевето́ю, но что́бы мы все, Тобо́ю нам да́нное, употребля́ли к хвале́, че́сти и сла́ве Твое́й, познава́ли Тебя́ в Твои́х благодея́ниях и хвали́ли, чти́ли и прославля́ли во всю ве́чность.