Скажите, вы когда-нибудь размышляли о том, почему в СССР не существовало рекламы женских прокладок? Согласитесь, сегодня о существовании женских прокладок знает любой человек, любого пола. Телевидение и средства массовой информации раструбили о том, что «и в эти дни» женщины могут чувствовать себя очень уверено!
А что в СССР? Советские власти были выше этих низменных проблем товарищей-женщин, а потому — тема женских гигиенических прокладок практически никак не обсуждалась. Младшие сестры-товарищи должны были сами, втихаря, решать свои вопросики с «гостями из Краснодара». Строителям нового общества было не до этих мелких проблем.
Для начала немного исторических сведений.
Первая официальная продажа гигиенических прокладок состоялась в 1885 году. В одном из универмагов Лондона появились «гигиенические салфетки», произведённые немецкой компанией Hartmann. Затем женские одноразовые гигиенические прокладки стала производить компания Johnson&Johnson в 1886 году. Эта продукция представлялась как альтернатива классическим многоразовым хлопковым лоскутам, крепившимся к гигиеническому поясу.
Назывались эти прокладки — «Прокладки Листера», в честь британского медика Джозефа Листера, создателя хирургической антисептики.
Отмечается, что на заре своего появления эта продукция не снискала должного отклика у целевой аудитории, в виду привычки обходиться собственными средствами и из-за женской стыдливости.
Но к 1920-м годам многие представительницы прекрасного пола, проживающие в странах Запада, оценили удобство таких гигиенических средств. Отмечается, что по своим свойствам они не сильно отличались от современной продукции.
Название «Kotex» просто перевернуло ту эпоху!
Новый товар быстро завоевал популярность. Этому способствовало то, что после Первой мировой войны женщины стали более активными. Они занимались общественной деятельностью, наукой, работали на предприятиях и путешествовали.
Kotex идеально решал проблемы женщин, и бренд процветал. В 1927 году американский психолог и эксперт в области менеджмента Лилиан Гилбрет провела исследование рынка гигиенических продуктов для женщин и высоко оценила разработку компании-производителя женских прокладок Kotex. Она отметила, что изделия в компактной упаковке, предназначенные для одноразового использования, — настоящая находка для современных женщин, которые ведут активный образ жизни.
К началу 30-х годов прошлого века негласное табу на разговоры о гигиене было снято, и о назначении Kotex говорили открыто. Реклама прокладок была повсюду, что даже раздражало некоторых мужчин. Например, Нобелевский лауреат и писатель Уильям Фолкнер писал об этом так:
«Я, вроде, настолько отстал от жизни с этой эпохой «котекс», что ни о чем больше другом и думать не могу.»
С 30х годов прошлого века, в компанию к прокладкам на рынке появились и первые тампоны.
А что в СССР? Самая неловкая тема для разговоров
Конечно же в Советском Союзе понимали о том, что такое «наступление красной армии» в переносном значении. На заре рождения новой страны об этих "запретных" темах писали в партийной прессе. В сети я нашел упоминания о том, что в 20х годах прошлого столетия в советских журналах, таких как «Работница» и других, говорилось, например, о введении обязательных «менструальных отпусков» для женщин. Но при этом, имеются сведения и о том, что к 1930м годам такие отпуска были вовсе отменены.
К сожалению я так и не смог найти упоминания об этом в PDF-копиях старых советских журналов, а поэтому не могу указать отсылки на них, чтоы не вводить в заблуждение.
Но отсутствие большого количества упоминаний об этом, лишний раз подтверждает то, что менструальная тема была достаточно сильно табуирована в СССР.
В то время как в США многие издания трубили о женских средствах гигиены, конечно же по большей части с целью рекламы, в СССР сохраняли режим «тишины».
Советские женщины сами выкручивались. О том, как они выкручивались, можно узнать у старшего поколения, заставшего жизнь в Советском Союзе или на страницах различных форумов, где как раз, некоторые женщины делятся опытом своих бабушек и матерей.
Вот что пишут:
- «Я родилась в СССР, и мне довелось узнать, что такое месячные без использования прокладок. В те времена вместо них использовали вату и бинт. Если месячные были обильными, то приходилось менять тряпки каждый час или два. Для этого рвали старые простыни на небольшие лоскуты, которые затем стирали.»
- «Я использовала обычную марлю, которую покупала в аптеке и регулярно стирала. В то время ещё не было специальных средств, а я была подростком. Иногда я покупала бинты и вату, но они использовались реже. Чаще всего я просто стирала всё.
- Моя бабушка рассказывала мне, что в те времена женщины носили нижние юбки и использовали их вместо прокладок. В такие дни юбки стирали и меняли чаще. Для этих целей использовали обычные тряпки.»
- «Мы использовали старое чистое бельё, чтобы сделать из него что-то вроде прокладок. А самым подходящим материалом была вата, обёрнутая бинтом. К соответствующим дням мы делали много таких самодельных средств гигиены. Конечно, их не стирали, а, чтобы не было заметно, заворачивали, например, в газету и выбрасывали.»
- «В школьные годы я тоже пользовалась тряпочками, которые мне давала мама. Она приносила с работы ненужные ей халаты и старые простыни. Я отрезала от них куски нужного размера и использовала . Потом я их либо выбрасывала, либо стирала. Сейчас мне это кажется странным.»
- «Раньше для этих целей использовали тряпочки. Однако тем женщинам, которые жили на Востоке, приходилось гораздо сложнее. Мой знакомый, служивший в Азии во времена СССР, рассказывал, что там всегда жарко и местные девушки постоянно носили с собой чайники, чтобы подмываться»
Ситуация стала улучшаться только с 1980х годов, когда в СССР организовали производство женских гигиенических прокладок. По отзывам они были не такими удобными и комфортными как сегодня, но это уже какой-то шаг в развитии женской гигиены.
Как вообще такое было возможно, что, в странах Запада, решением и облегчением женских вопросов озаботились ещё в конце XIX века, а в великой социалистической стране только к концу XX века?
А вот тут и проявляется глобальный разрыв между двумя экономическими системами: советской социалистической, когда всё завязано на государстве и западной капиталистической, когда блага для людей производят частные предприниматели.
Ну вот смотрите, создание гигиенических прокладок для женщин требует каких-то сложных научных открытий? Нет! Они могут возвеличить страну, производящую их, на международной арене? Да нет конечно. Это какая-то бытовая «мелочовка». Но вот созданием этой «мелочовки», с целью заработка на этом, и занимались частные предприниматели, чтобы закрыть запросы огромной целевой аудитории. Эти же частные предприниматели улучшали свою продукцию, провоцируя между производителями здоровую конкуренцию, добиваясь выпуска лучших товаров. Трудно представить, чтобы этими вопросами занималось государство в виде правительства. Стоит ли удивляться, что «решение проблемы» для огромного числа женщин, принесло хороший доход западным предпринимателям? Нет. И тут прекрасно видно, что выиграли от этого обе стороны: и предприниматель и клиент.
А в СССР всё было завязано на государстве, и вот государству — единственном капиталисту в стране — было не до решения этого «красного женского вопросика». Мелко как-то! СССР глобальные вопросы решал: увеличивал количество выплавки стали, увеличивал количество выпускаемых танков, развивал атомную энергетику, в космос летал, в общем — укреплял свое положение на международной арене. Как написал один мой читатель — вершил мировую историю! А женские прокладки — фу, мелко как-то!
Когда в комментариях, читатели под женскими никами пишут о том, как же им хорошо жилось в Союзе, хотелось бы спросить у них, а как они решали вопросы с «красным октябрем». Или это табуированная тема?