Найти тему
всё ПРО уголь

История в три тысячи лет: как археологи работают на угольном разрезе в Хакасии?

Оглавление

В районе присутствия Кирбинского разреза находится ряд памятников культурного наследия, из которых самый крупный — «Курганный могильник Кирба Столбовое-3». Уже пять компания «Русский Уголь» инициирует археологические раскопки, для того, чтобы сохранить историю хакасской земли.

— Поддерживая данную археологическую экспедицию, мы выполняем спасательные процедуры, чтобы сохранить историю, которая писалась на этом месте более трёх тысяч лет тому назад, — рассказал главный инженер ООО «Разрез «Кирбинский» (актив ГК «Русксий Уголь») Константин Шепелев.
Памятник культурного наследия «Курганный могильник Кирба Столбовое-3»
Памятник культурного наследия «Курганный могильник Кирба Столбовое-3»

Что мы знаем о «Курганном могильнике Кирба Столбовое-3»?

«Курганный могильник Кирба Столбовое-3» — это современное название: его присваивают по номенклатуре местных объектов археологического наследия, где Кирба — ближайший населённый пункт, а Столбовое — озеро, на берегу которого находится памятник.

Ещё весной на этом месте была степь, на которой виднелось несколько едва заметных холмов — курганов скифского времени. Изначально учёные предполагали, что здесь не более пятнадцати насыпей, но в процессе исследования первых курганов в 2021 году удалось выяснить, что вся терраса усыпана погребениями более раннего времени.

— «Курганный могильник Кирба Столбовое-3» — это крупнейший могильник в этом районе. И что интересно, он существовал с 12 века до нашей эры до рубежа нашей эры. То есть здесь более тысячи лет, практически непрерывно, разные народы совершали непохожие обряды предания земле усопшего. В настоящее время археологи освобождают территорию для хозяйственного освоения. Уже исследованы более тысячи захоронений, и получен гигантский материал для научных заключений, — поделился директор Южносибирского филиала Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН), кандидат исторических наук Игорь Лазаретов.
Директор Южносибирского филиала ИИМК РАН, кандидат исторических наук Игорь Лазаретов
Директор Южносибирского филиала ИИМК РАН, кандидат исторических наук Игорь Лазаретов

Объекты, найденные здесь, остаются невредимыми. Их исследуют в камеральной лаборатории, где артефакты доказывают свою принадлежность к археологическим культурам и подтверждают существование различных этнических рас.

Для чего изучают найденные в могильниках объекты?

Работа по подготовке и зачистке объектов долгая и кропотливая: археологам важно не просто выкопать что-то — необходимо понять общий контекст, какую информацию эта находка сможет дать.

Например, для карасукской культуры характерны маленькие ограды из тонких плит, тщательно подогнанных друг к другу. Интересно, что в округе нет плитняка: древнему населению приходилось нести его за десятки километров. Такая цена у правильно соблюденного обряда.

— Покойнику придавалась поза отдыхающего на левом боку человека. Люди захоронены в той одежде, в которой ходили обычно, с бронзовыми украшениями. Подушки укладывались под их спину и голову. У каждого — по три глиняных горшка (для еды и воды), обязательно столовый прибор: ножик или шило, — комментирует Игорь Лазаретов.
Могила носителя карасук-лугавской культуры
Могила носителя карасук-лугавской культуры

Потом приходит другой этап: карасук-лугавский этап сменяется баиновским этапом поздней бронзы — и меняется обряд. Могилы теперь делают деревянными. Меняется и поз: людей хоронят на спине. Однако обычай класть заупокойную пищу сохраняется на протяжении тысячелетий.

Могила носителя баиновской культуры
Могила носителя баиновской культуры

В скифскую эпоху развивается тагарская культура, для которой характерны коллективные захоронения. Причём это не была эпидемия, фактически строился дом мёртвых, настилались полы, делался сруб, пологи. Каждому вкладывался определенный набор вещей.

Коллективные могилы от 15 до 100 человек
Коллективные могилы от 15 до 100 человек

«Курганный могильник Кирба Столбовое-3» существовал непрерывно, поэтому исследуя его, историки получат полную картину того, как менялись быт и культура людей на протяжении тысячелетий.

Как проходит расчистка могильника?

Расчистка могилы проводится мелким шанцевым инструментом и кисточками. Здесь задача расчистить так, чтобы ничего не изменить: важно всё оставить на своих местах, как это было уложено в могилу три тысячи лет назад. Поэтому каждую кость, каждую находку аккуратно очищают, но при этом не сдвигают — иначе может быть потерян смысл.

Расчистка могилы кисточкой
Расчистка могилы кисточкой

Все артефакты изымаются специалистами антропологами, которые определяют пол, возраст и даже болезни. Чтобы изъять артефакты из земли таким способом, требуется порой более двух суток.

С помощью современных методов: радиоуглеродный анализ, анализ ДНК и другие — удаётся с большей точностью установить время совершения погребения. Когда наберётся достаточно большая масса анализов, учёные приступят к установлению родственные связей между усопшими.

Куда отправляют находки?

До того, как попасть в музей, все находки отправляются в лагерь. Здесь уже четыре месяца стоит настоящий город, с почти домашними условиями: есть электричество, холодильники, столовая.

Лагерь Кирбинского отряда Саянской археологической экспедиции ИИМК РАН
Лагерь Кирбинского отряда Саянской археологической экспедиции ИИМК РАН

Первоочередная задача специалистов — привести объекты в максимально приближенное к идеалу состояние: их просушивают, реставрируют, с бронзовых предметов удаляют следы коррозии.

— В камеральной лаборатории обрабатываются все находки: они проходят первичную реставрацию, учёт, шифрование и занесение в полевую коллекционную опись. Опись — это основной документ, по которому артефакты будут передаваться в областной музей, — объясняет начальник Кирбинского отряда Саянской археологической экспедиции ИИМК РАН Александр Ситников.

В камеральной лаборатории на графических планшетах художники рисуют каждую находку индивидуально, затем фотографируют с масштабной линейкой, потом обрабатывают на компьютере.

Итог работы можно увидеть здесь же в лагере на импровизированной выставке. Все периоды, начиная от XII века до нашей эры и заканчивая рубежом нашей эры, представлены посредством керамических сосудов. Можно проследить, как изменялись их формы. Специалистами была проделана ювелирная работа — керамика склеивалась буквально по крупицам.

Украшения находят не во всех могилах: многие из них грабили. Самые распространенные, что сохранились до наших дней — это височные кольца, которые вплетались в волосы или пришивались к шапкам; лапчатые привесочки (женское украшение), пастовое ожерелье, гребешок из кости, клык марала, редкая реликвия — квадратная бляшка с приливами по углам.

Бронза от времени покрывается патиной и становится сине-зеленой, некоторые кольца были сделаны из небольших бронзовых ножей.