Найти в Дзене

Заседание Рабочей группы Госдумы по семьеведению.

Оглавление

13 июня 2024 г. Сообщество практиков образовательного семьеведения в лице Олега Беккера, Инги Корольковой и Михаила Смирнова приняло участие в заседании Рабочей группы Госдумы по семьеведению. В Институте стратегии развития образования (ИСРО), где прошло заседание, рассматривались вопросы подготовки программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение», «дорожная карата» для регионов по введению курса с сентября 2024 года, возможности «августовских» педагогических совещаний для трансляции опыта лучших региональных практик по теме семьеведения.

В заседании приняли участие члены группы — депутаты Татьяна Буцкая, Вероника Власова и Александр Спиридонов, а также представители Института изучения детства, семьи и воспитания (ИИДСВ), Минпросвещения и Минздрава России. Председательствовали — депутат Татьяна Ларионова, руководитель Рабочей группы Госдумы, и Максим Костенко, и.о. директора ИСРО.

Все участники согласились, что «августовские» педагогические совещания могут сыграть важную роль в процессах подготовки введения курса в регионах. И что регионам желательно оказать дополнительную помощь в их организации, особенно по вопросу обеспечения трансляции лучших практик по курсам, посвященным теме «Семьеведение», ранее разработанным и уже успешно реализуемым в ряде субъектов РФ. Это может быть, например, проведение открытого всероссийского вебинара с участием авторов-разработчиков, ведущих методистов и преподавателей программ, имеющих наиболее широкие и успешные практики реализации в регионах на протяжении нескольких лет.

ТЕЗИСЫ УЧАСТНИКОВ:

-2

Максим Костенко особо отметил, что курс «Семьеведение» создаётся в русле требований межпредметного подхода к духовно-нравственному развитию обучающихся, согласно которому воспитательным потенциалом обладают все элементы образовательной программы образовательной организации: учебно-предметные, воспитательные, организационные и т.п., и на который необходимо опираться в целом в педагогической деятельности.

Татьяна Ларионова подчеркнула особую значимость формирования консенсуса вокруг семьеведения всех традиционных религий нашей страны. По её мнению, особое внимание при введении семьеведческих программ нужно уделить субъектам РФ, где используются два официальных языка.

Был затронут вопрос о подходах и общих принципах представления тематики репродуктивного здоровья в курсе семьеведения. Татьяна Буцкая напомнила, что эта тема была поднята в связи с реализацией в рамках нацпроекта «Демография» в 2021-2023 годах в нескольких субъектах РФ пилотного проекта «Репродуктивное здоровье». Депутат Вероника Власова предложила называть этот тематический блок «Репродуктивное просвещение», чтобы указать на его принципиальное содержательное отличие и обозначить смысловую дистанцию от скомпрометированных терминов типа «половое воспитание», «секспросвет», «сексобуч».

Инга Королькова призвала очень осторожно и осмотрительно подходить к содержанию и методам реализации тематического блока «Репродуктивное просвещение» и высказалась о целесообразности его апробации в рамках внеурочного курса в 2024-2025 уч. году только в нескольких специально отобранных пилотных регионах.

-3

ПРОГРАММ БУДЕТ ТРИ: программа для 5-9 классов, программа для 10-11 классов, программа для колледжей СПО. У всех трёх тематическое планирование рассчитано на 34 учебных часа — на одно внеурочное занятие в неделю, если в течение года. Но у образовательных организаций на каждом уровне образования будет возможность самим решать, на сколько лет растянуть программу для их уровня.

Курс внеурочной деятельности «Семьеведение» разведён с курсом внеурочной деятельности «Разговоры о важном» — не совпадает с ним и не отождествляется. В годовом цикле «Разговоры о важном» могут быть несколько занятий, посвящённых около-семейной тематике. Обычно, они привязаны к какой-то тематической дате: «День матери», «День отца» и т.п. Но курс «Семьеведение» и курс «Разговоры о важном» — это два разных, независимых друг от друга внеурочных курса.

В методические рекомендации Минпросвещения России по организации внеурочной деятельности в основном и среднем общем образовании будут внесены соответствующие изменения.

Программу для 5-9 классов готовит ИСРО. Там обещают, что 1 июля программа будет утверждена в Федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию. После этого программу курса внеурочной деятельности «Семьеведение» для основного общего образования (5-9 кл.) представят на портале «Единое содержание общего образования» на странице «Рабочие программы» в разделе «Внеурочная деятельность». Далее, там обещают, что к 1 августа опубликуют методические материалы к занятиям по курсу для преподавателей. И в августе будет проведено несколько методических семинаров по темам курса.

Программу для 10-11 классов создаёт ИИДСВ. Там пока ничего не обещают по срокам, говорят, что в июле. Окончательного решения по тематическому планированию (разделы, темы, часы) пока нет, всё пока — в процессе. Скорее всего разделов будет 5, тем будет порядка 20-ти в формате инварианта, но будет ещё по 1-2 темы в каждом разделе для местной вариативности. Итого где-то 30+ тем. Важно отметить, что к каждой теме разработчики готовят не методические рекомендации, как в ИСРО, а сценарий занятия, напоминающий по формату сценарий для занятия в цикле «Разговоры о важном».

Программу для образовательных организаций среднего профессионального образования (колледжей) готовит тоже ИИДСВ. Тут пока тоже ничего не обещают по срокам. Но важно отметить, что программа для колледжей опирается на программу для старших классов школ с некоторыми формальными особенностями. Так что её подготовка идёт, можно сказать, параллельно программе для среднего общего образования и завершится вместе с ней.

Институт стратегии развития образования предложил «дорожную карту» с критериями готовности субъекта РФ к введению курса внеурочной деятельности «Семьеведение».

Дорожную карту Вы можете скачать в нашей группе в VK.