Найти в Дзене
Владимир Шилов

Как я боролся с мигрантами

На самом деле, разумеется, я, не то, чтобы боролся. Скорее, мешал некоторым из них, окончательно занять нишу, на которой, вполне успешно и более качественно трудились местные. И это вообще наднациональное явление. Приезжий всегда трудится за меньшую зарплату, а значит и менее заинтересован в качестве. Это я вам, безо всякого Маркса с Энгельсом скажу. Самому в доме капремонт делала бригада из Алапаевска. Как сил хватило не грохнуть потомков старообрядцев, до сих пор поражаюсь. Начну издалека. Всю свою молодость подрабатывал. Не потому что денег не хватало (их тогда с лихвой было), просто потому что мужчина. А мужчине должно быть в лом сидеть на шее у родителей или, тем более, жены. Особенно удачно вышло, что я десять лет командовал сантехниками. Этим было чему полезному меня научить. Поэтому, проблем с халтурами, в тяжëлые 90-е, не было совсем. То отопление кому-нибудь в коттедже от электрокотла смонтируешь, то, теплотрассу на территории научного института поменяешь. В общем, если шеве
Люди на картинке, к статье отношееие не имеют. Могут оказаться отличными работниками
Люди на картинке, к статье отношееие не имеют. Могут оказаться отличными работниками

На самом деле, разумеется, я, не то, чтобы боролся. Скорее, мешал некоторым из них, окончательно занять нишу, на которой, вполне успешно и более качественно трудились местные. И это вообще наднациональное явление. Приезжий всегда трудится за меньшую зарплату, а значит и менее заинтересован в качестве. Это я вам, безо всякого Маркса с Энгельсом скажу. Самому в доме капремонт делала бригада из Алапаевска. Как сил хватило не грохнуть потомков старообрядцев, до сих пор поражаюсь.

Начну издалека. Всю свою молодость подрабатывал. Не потому что денег не хватало (их тогда с лихвой было), просто потому что мужчина. А мужчине должно быть в лом сидеть на шее у родителей или, тем более, жены. Особенно удачно вышло, что я десять лет командовал сантехниками. Этим было чему полезному меня научить. Поэтому, проблем с халтурами, в тяжëлые 90-е, не было совсем. То отопление кому-нибудь в коттедже от электрокотла смонтируешь, то, теплотрассу на территории научного института поменяешь. В общем, если шевелиться, вовремя застолбить объект, осметить и найти фирму, через которую можно обналичить, то никакого торгашеского бизнеса не надо. Как минимум, с окончания отопительного сезона, до начала нового - золотое время. Меньше бухай, больше работай, вот и все ограничения.

Вот тогда я, впервые, столкнулся с проблемой гастарбайтеров. Нет, на наши места, во всяком случае тогда, они не претендовали. Больше разнорабочими, на стройке, тогда даже дворницкая мафия ещё не сдалась. Как человек, ещё при Союзе, немало халтуривший дворником, заверяю вас, что поставить на участок чужака, для мастера ЖЭКа, отвечающего за дворницкую часть, это как серпом по мужскому признаку. Очень хорошие денежки они имели всегда, за мëртвые души. Да и сам дворник, ежели ему повезло подметать, хотя бы участка четыре, пюлювал на высшее образование, вместе с его обладателями. Врали школьные учителя.

Так вот, мужички со Средней Азии (идут они лесом с термином Центральная), занимали именно самые простецкие ниши, но, при этом, демпинговали зарплаты безбожно. Само собой, на их фоне, нам платили по старому, но уже неохотно. Мечтали уже заменить нас такими же. Нам это не нравилось, в скинхеды мы, разумеется не подались, но бывших братьев по Союзу костерили между собой, по чëрному. Кстати, закончились наши золотые времена довольно печально. Какого то чëрта угораздило официально устроиться на стройку. Хлебнули гримас капитализма в полной мере, хотя и тут халтуры выручали. Так вот, штукатуров там тогда было две бригады. Женщины из Белоруссии и мужики-таджики, во главе с дедом, аксакалом. Они, кстати, на порядок лучше женщин работали, за те же деньги.

Это была присказка. Совсем не намного позже, довелось мне руководить жилищно-эксплуаиационным кооперативом. Как и работа на стройке, это оказалось опытом, без которого можно было бы обойтись в жизни, но... Кто знает заранее? Уходила моя старая знакомая, бывшая соседка, попросила заменить. Меня в доме все знали с момента заселения, хоть сам давно и съехал. На тот момент, на трудовую книжку, официально, я нигде не работал, было две постоянных работы по договору, я ж не собирался до пенсии доживать. Ну а тут, не полный день, зарплата соответствующая, зато можно в трудовой запись сделать. Какой-никакой, а стаж.

Кто знает улицу Восточную в Екате (Дзен воспринимает моë любимое название города, как ненормативную лексику, кому интересно посмотрите "Кококо" с Янкой Трояновой, иноагенткой и экстремисткой, если не ошибаюсь), не только по песне Новикова, знает, как выглядят дворы на промежутке от Малышева до Куйбышева. Коробка из четырёх хрущëвок, между дворами воткнуты девятки кирпичные с пристроенными магазинами (сегодня, рестораны). Вот, три из четырёх хрущëвок, в нашем дворе, были кооперативными. Причём, каждый дом - отдельный кооператив, в советское время, наверное, так было удобнее. Мы, же, председатели этих домов, пытались уговорить своих совладельцев объединиться. Кроме общего, явно большего, счëта, выгода была ещё и в возможности забрать в собственность 3/4 двора. А там - хоть зону отдыха делай, хоть подземный гараж. В итоге, жильцы двор продефекацировали. Сейчас там тупая спортплощадка, на которой никого и ни разу не было видно, а всё остальное тупо заросло. Прямо сквер на Драме, кто в курсе. Ну ладно. Домом, который побольше, вдоль двора, руководил Костя. Мы все были почти ровесники. Костя выделялся лишь тем, что был пошустрее и попредприимчивее. Точно не знаю, но он, по повадкам, напоминал мне отставного прапорщика. Было что-то, еле уловимое. Так вот, в подвале моего дома, во всяком случае, в двух подъездах, были кладовки. Каждой квартире по кладовке. Хочешь - старые вещи храни, хочешь - овощи на зиму. А в костином доме, таких кладовок было немного. Вот он и решил, в подвале среднего подъезда, построить сауну. Там как раз, узел управления системой отопления, то есть, посторонним, даже из жильцов, в том подвале делать нечего. Нашëл где-то бригаду ребят из Средней Азии, они ему евроотремонтировали подвал так, что хоть дам води, хоть вообще там живи.

В общем, закончилось всё тем, что эти трое или четверо таджиков, там у него и поселились. Он им работу подкидывал, то заборчик вокруг газона сварить, то отмостку, вокруг дома, восстановить, то подъезд покрасить. Но, работы много не бывает, ребятишки во вкус вошли. Стали по соседним домам ходить, навязывать услуги. Кто хоть раз бывал на рынке, понимает, о чëм я. Сам то я человек несдержанный, редко какой русский ко мне, во второй раз, сунется, с одним и тем же предложением. С нерусскими сложнее, опять же, кто понимает. Там торговаться учатся раньше, чем говорить, поэтому слово "нет" для них, это отложенное "да". А вот в дом напротив, к Васе, им удалось пробиться довольно быстро. Побелили-покрасили они ему все три подъезда. То, что на это было страшно смотреть сразу - полбеды. Через полгода, всë вообще начало сыпаться. Я не пустил. Единственное, что я готов был им позволить, это отмостка вокруг дома, еë надо было делать срочно. Забегая вперёд, скажу, что эти придурки, живущие там и отказавшиеся тогда от ремонта отмостки, до сих пор с той, ни на что не годной и живут. Вот, строили на века! Где бы - давно бы фундамент рухнул. С ремонтом подъездов же было сложнее. Как уже сказал выше, дома маленькие. Наши, по 45 квартир, костин 75. Учитывая что всегда и везде есть неплательщики, денег совсем впритык. Поэтому, на ремонт, даже косметический приходится собирать дополнительно, на основании решения общего собрания владельцев жилья. Кстати, именно на этой работе, я окончательно разочаровался в демократии. Потому что жилищные, садовые и гаражные кооперативы, это и есть демократия, в чистом виде. Ну, фильм Рязанова, все видели? Ни убавить, ни прибавить. Два подъезда согласились собрать допсредства, перый подъезд, самые крутые, наотрез отказались. В результате, мы, своими силами (сосед Борис Петрович, в одиночку, по сути) побелили и покрасили второй и третий подъезды, а вот жильцы первого стали ходить за мной толпами, как кобели в определëнной ситуации, уговаривая, чтобы дал денег костиным таджикам на ремонт их подъезда. Хорошо, что я вообще фигура номинальная, по закону, был. Ничего без собрания решить не мог. А тут ещё, как назло, у первого же подъезда, возникла предаварийная ситуация. Столб, один из двух, на которые опирался бетонный козырëк подъезда, треснул. А у нас в городе, как раз незадолго до этого такой козырëк, рухнув, убил человека. Я нашëл материалы, для того, чтобы укрепить, написал необходимые бумаги в администрацию, чтобы помогли с заменой. Но, первый подъезд уже пошëл майданить. Им таджики пообещали заменить козырëк быстро и недорого. Зная уже, откуда растут руки у этих, конкретных, пастухов, я рисковать не мог. Собрание меня поддержало, а вот правление уже начало сдаваться. Таджики очень удобны многим. Дëшево ведь. Облезшие подъезды в доме напротив, никого не пугают. Это другое. Наш козырëк будет стоять вечно, а не свалится на голову тут же.

Короче, я подал в отставку, ушëл со скандалом, ненавидимый многими из тех, кто знал меня тридцать лет.

Новый председатель нанял таджиков Кости. Они не удосужились даже увезти старые бетонные козырьки, так и лежат на газонах много лет. А новый козырëк, над одним из подъездов, погнулся от первого же большого снега. Знаете, что мне возразили костины таджики, вместе с жильцами, когда я их ткнул носом в этот косяк?

"Ты и этого не сделал."

Да я горд до сих пор, что этого не сделал! Что из моих рук безголовые и безрукие балбесы не получили ни копейки. И что моя совесть не испачкана деньгами из этих мерзких ручонок.

Делай, как я и всё у нас будет хорошо :)