То есть у меня были мама с папой и две бабули: бабушка Женя, мама папы, и бабушка Феня, мама мамы.
Это были два полярных мира.
Бабушка Женя – с очень сильным характером простая, необразованная, неграмотная женщина. Помню, когда почтальон приносила ей пенсию, она писала на бланке печатными корявыми буквами "Князева" - это была её подпись. Меня, конечно, это не могло не смешить: я-то в свои 7 вон как красиво писать умею!
Она была одарена необыкновенной народной мудростью, вся насквозь состояла из присказок, поговорок, пословиц, простых и ëмких слов. Она научила меня ещё в 5 лет играть в "Дурака" и "Фофана" , и радовалась, как ребёнок, когда у неё получалось выиграть.
В её комнате в красном углу всегда висели иконы, а в праздничные дни зажигалась лампадка. Когда мы оставались вдвоём, она кормила меня толокном с молоком, и это для меня до сих пор - вкус детства.
У нас не было долгих задушевных разговоров, сказок на ночь и пирогов по праздникам. Мы просто жили в одной квартире, и это была часть моего детства.
Я младшая из её внуков, поэтому не застала её в силах и "власти". В моей памяти она - старенькая, теряющая ум и память, с особым старческим запахом.
Её не стало, когда мне было 12, я первая обнаружила её умершей, это было странно и страшно.
Бабушка Феня - абсолютная противоположность своей сватьи. Интеллигентная, с двумя высшими образованиями, много лет проработавшая в школе учителем, прекрасная хозяйка, необыкновенная чистюля, тактичная и очень переживающая по любому поводу.
Она научила меня читать, влюбила в книги, читала сказки и заучивала со мной стихи. Она учила нас с сестрой трудиться с малых лет: благодаря ей я умею рукодельничать, держать дом в порядке, люблю учиться. Создавать тексты - тоже от неё. Самые вкусные в мире котлеты и мезенский пряник я ела именно в её комнате в коммунальной квартире на Набережной Ленина в Архангельске!
Наш с ней мир был миром любви, заботы, нежности, тепла, доброты и продолжительных, несколько занудных, воспитательно-нравственных бесед.
Рядом с бабушкой Феней прошли самые счастливые годы моего детства.
Мне было всего 9 лет, когда её внезапно не стало, и моя жизнь больше никогда не была прежней.
У обеих моих бабушек удивительные судьбы, и я обязательно напишу о каждой из них. Пора...
Они были из разных миров, но у них было одно большое общее: любовь к своим детям, сыну и дочери, моим родителям.
Мне бывает интересно замечать, как во мне живут они обе, одновременно. Удивительные, необыкновенно сильные, мудрые, талантливые, очень харАктерные, юморные, своеобразные и самобытные, такие разные мои бабули: Князева Евгения Арсентьевна 1902 г.р. и Коткина Феодосия Лукинична 1917 г.р.
©Виктория Князева, июль 2024.
#мои