Joby Aviation, основанная в 2009 году ДжоБеном Бевиртом, генеральным директором компании, является венчурным стартапом в области аэрокосмических технологий, расположенным в Санта-Крусе и Сан-Карлосе, штат Калифорния (США). Компания разрабатывает и планирует производить пилотируемый полностью электрический вертикальный взлет и посадочный пассажирский самолет (eVTOL), предназначенный для предоставления быстрых, тихих и доступных услуг воздушного такси по запросу в рамках индустрии передовой воздушной мобильности (AAM). Joby намерена начать коммерческие операции уже в 2025 году. Ранее Бевирт основал компанию по производству аксессуаров для фотографии JOBY, которая сейчас принадлежит британской компании Vivendum.
В 2021 году Joby Aviation приобрела H2FLY, ведущего разработчика водородной авиации, расположенного в Штутгарте, Германия (см. «Лидеры eVTOL Continue Apace», Vertiflite, июль/август 2022 года). По состоянию на январь 2023 года в компании работало 1422 сотрудника. Согласно индексу реальности SMG AAM, на июнь 2024 года Joby Aviation привлекла более 2,25 миллиарда долларов США.
Компания объединяет элементы вертолетов и небольших самолетов, предлагая высокую надежность, нулевые выбросы, высокую скорость полета, бесшумную работу, сниженные эксплуатационные расходы, меньшие затраты на техническое обслуживание и улучшенные функции безопасности. Среди их предыдущих проектов можно отметить Joby S2, Joby Lotus и Joby Monarch.
Joby Aviation сохраняла относительную секретность вокруг своего самолета S4, который является развитием конструкции Joby S2. Первые компьютерные изображения S4 были представлены на 2-м ежегодном семинаре AHS Transformative Vertical Flight Workshop в августе 2015 года в Исследовательском центре Эймса НАСА. На 6-м ежегодном симпозиуме eVTOL Общества вертикальных полетов в январе 2019 года компания раскрыла дополнительные детали о производительности масштабных испытательных полетов и полноразмерных демонстраторов. 15 января 2020 года Joby представила полномасштабные фотографии своего самолета S4 eVTOL и дополнительные спецификации о своих самолетах и компании.
На 7-м ежегодном симпозиуме eVTOL 22 января 2020 года основатель Джо Бен Бевирт выступил на банкете, рассказывая о истории компании и развитии концепции воздушного такси. В рамках мероприятия по запуску Air Force US Agility Prime 27 апреля 2020 года исполнительный председатель Joby Aviation Пол Счарра представил основные моменты летных испытаний компании за последние пять лет и продемонстрировал историю испытаний своей подмасштабной модели, четырехместного самолета первого поколения и пятиместного самолета второго поколения, который сейчас проходит процесс сертификации типа FAA.
Дизайн и характеристики самолета Joby Aviation S4 2.0
Joby Aviation S4 2.0, являющийся предсерийным прототипом второго поколения, представляет собой пятиместный самолет eVTOL, вмещающий одного пилота и четырех пассажиров. Он оснащен шестью наклонными пропеллерами, расположенными как на фиксированном высоком крыле, так и на V-образном хвосте. Четыре пропеллера могут наклоняться вертикально вместе с моторной установкой, тогда как два других наклоняются вертикально при помощи специального механизма. Самолет отличается современным и футуристическим дизайном с большими окнами, обеспечивающими великолепные виды, а также выдвижным трехколесным шасси. Компания утверждает, что его уровень шума при взлете и посадке в 100 раз ниже, чем у вертолета, что позволяет практически бесшумно выполнять эти маневры.
Распределенная электрическая двигательная система (DEP), используемая в демонстрациях НАСА LEAPTech, позволяет самолету развивать скорость до 200 миль в час (322 км/ч). Он работает на литий-никель-кобальт-марганцевых-оксидных батареях, которые обеспечивают дальность полета до 150 миль (241 км). В S4 применяется унифицированная система управления полетом, которая снижает нагрузку на пилота при переходах между режимами VTOL и горизонтального полета.
DEP на eVTOL самолетах предлагает множество преимуществ: повышенная стабильность в условиях регулярного и порывистого ветра, значительно меньший уровень шума, отсутствие выбросов, снижение веса, высокая надежность и низкие эксплуатационные расходы. Кроме того, система обеспечивает компактность и эффективность, отсутствие задержек при запуске или остановке, а также безопасность благодаря избыточности. В случае выхода из строя одного или двух двигателей или пропеллеров другие работающие элементы смогут безопасно приземлить самолет.
В начале 2017 года S4 успешно завершил пилотный испытательный полет, который включал вертикальный взлет, 15 минут полета по маршруту длиной 15 миль (24,1 км) и контролируемую посадку в рамках демонстрации для Bloomberg News.
Финансирование и партнерство
На начальном этапе Joby Aviation получила финансирование от ДжоБена Бевирта, Пола Сьярры и других инвесторов. В 2018 году инвестиции в рамках раундов A и B составили 130 миллионов долларов США. В январе 2017 года компания получила 970 000 долларов от Экспериментального подразделения оборонных инноваций (DIUx), которое является частью Пентагона и занимается внедрением передовых технологий в военной сфере США. Поддержка Joby осуществляется как минимум пятью крупными инвесторами, среди которых Capricorn Investment Group, Intel Capital, JetBlue Technology Ventures и Toyota AI Ventures. 15 января 2020 года было объявлено о том, что Toyota предоставила Joby Aviation финансирование в размере 394 миллионов долларов, что увеличило общую сумму собранных средств до 720 миллионов долларов.
20 декабря 2019 года Uber сообщила о подписании многолетнего коммерческого партнерства с Joby Aviation для создания быстрой, надежной, экологически чистой и доступной службы городских воздушных такси на определенных рынках. Joby будет разрабатывать и эксплуатировать электрические воздушные такси, в то время как Uber обеспечит поддержку воздушного пространства, инфраструктуру скайпорта, интеграцию с наземным транспортом и клиентские интерфейсы через свою сеть воздушных поездок. Это соглашение делает Joby Aviation первым партнером в инициативе Uber Elevate с запланированным развертыванием услуг воздушного такси к 2023 году. Компания ожидает, что стоимость поездок со временем будет сопоставима с ценами на наземный транспорт.
Летные испытания
На шестом ежегодном симпозиуме VFS Electric VTOL, который прошел 29 января 2019 года, компания Joby Aviation сообщила о своих успехах в испытаниях как субмасштабных, так и полномасштабных демонстраторов. В рамках презентации были озвучены ключевые характеристики модели S4:
- Обеспечение безопасности, превышающей требования сертификата CS-23
- Единое управление полетом, позволяющее выполнять операции с транспортным средством с минимальными усилиями (SVO)
- Полностью электрический CTOL/VTOL
- Круизная скорость 200 миль в час (322 км/ч)
- Дальность полета 150 миль (241 км)
- Уровень шума в 100 раз ниже, чем у вертолета
Joby планирует продолжить разработку прототипов в Марине, штат Калифорния, и использовать производственные мощности Toyota для серийного производства. Ожидается, что Федеральное управление гражданской авиации США предоставит сертификацию для самолетов к 2022 году, а услуги для общественности станут доступны в 2023 году. Компания также стремится получить сертификацию в других странах. Самолет будет предназначен для городской воздушной мобильности по запросу и воздушного такси, но не будет продаваться конечным пользователям.
Производственные мощности
16 января 2020 года еженедельник округа Монтерей сообщил, что Joby Aviation планирует создать около 1600 высокооплачиваемых рабочих мест. Компания собирается построить завод по производству eVTOL в Марине, Калифорния, с общей площадью до 580 000 квадратных футов. Новый завод будет находиться примерно в 34 милях (55 км) от штаб-квартиры Joby Aviation в Санта-Крусе, и строительство начнется в апреле 2021 года.
Безопасность полетов в городской воздушной мобильности
На седьмом ежегодном симпозиуме VTOL, состоявшемся с 21 по 23 января 2020 года, шеф-пилот-испытатель Joby Aviation Джастин Пейнс рассказал о внедрении унифицированного управления полетом, разработанного в 1980 году. Эта система снижает вероятность ошибок пилота и упрощает управление самолетом. По его словам, все eVTOL должны функционировать по этому принципу, подобно тому, как управляются боевые самолеты Lockheed Martin F-35. Такой подход обеспечивает надежный интерфейс управления, который минимизирует риск аварий.
Основная идея единого управления полетом заключается в снижении вероятности ошибок пилота и предотвращении аварий. Это не противодействие автоматизации, а критика частичной автоматизации. Пилоты все еще могут столкнуться с проблемами, такими как нехватка топлива или столкновения. Однако технологии уже существуют для предотвращения этих ошибок. Самолет сможет взять на себя управление в критических ситуациях для безопасной посадки. Пилот может вернуть управление, но это не рекомендуется из-за повышенного риска. С помощью этой технологии пилоты смогут избежать аварийных ситуаций и не будут разбивать свои самолеты.
Обзор эволюции eVTOL от Joby Aviation
Концепция eVTOL, разработанная Joby Aviation, была впервые представлена в 2011 году под названием Monarch. Затем был создан двухместный eVTOL S2, оснащенный 12 наклонными и складными пропеллерами. В 2015 году прототип S4 eVTOL успешно выполнил более 700 полетов. В 2017 году была представлена полномасштабная версия S4 eVTOL 1.0, которая летала дистанционно и имела высокое крыло с шестью пропеллерами. В 2019 году начались испытания версии S4 eVTOL 2.0, в которой были внесены изменения в конструкцию, включая обновленный V-образный хвост. Ранние пилотные испытания проводились опытными летчиками Джастином Пэйном и Джеймсом "Бадди" Денхэмом.
С 2009 года компания в основном сосредоточилась на разработке своих eVTOL, однако к 2020 году Joby Aviation переключила внимание на сертификацию, начальное производство и подготовку к массовому производству, а также на создание основ для коммерческих операций. Основными приоритетами для Joby являются безопасность, низкий уровень шума и доступность для потребителей. Как видно из последних обновлений, компания начинает раскрывать больше информации о своих самолетах, планах и целях, постепенно уменьшая уровень секретности.
Joby планирует либо самостоятельно управлять своими самолетами, либо сотрудничать с другими компаниями, включая Uber. На своем сайте Joby Aviation объявила о том, что стала первым партнером в инициативе Uber Elevate, имея целенаправленный график развертывания услуг воздушного такси. По состоянию на осень 2020 года сообщалось, что Joby опережает другие компании в области городских воздушных перевозок (UAM) и ожидается, что они начнут работу в 2023 году.
Предполагаемая дата начала эксплуатации воздушного такси ожидается в 2025 году. Прототип Joby Aviation S4 eVTOL для пассажирских и грузовых перевозок не будет сертифицирован для коммерческого использования до этого времени. Компания планирует запустить услуги воздушного такси в таких городах США, как Лос-Анджелес и Нью-Йорк, в 2025 году.
Источник: EVTOL