Существует множество разных нейрохимических путей, которые ведут к депрессии, и разные пути связаны с разными подтипами депрессии (униполярной в противоположность маниакально-депрессивному психозу, или вызываемой внешними событиями в противоположность той, которая живет по своим внутренним часам, или той, при которой доминирует психомоторная заторможенность в противоположность депрессии с преобладанием суицидных тенденций). Но доказательств, как это работает у науки еще недостаточно.
Однако бесспорно то, что новейшие исследования человеческого мозга возвращают нас к тому, насколько мы зависим от биологических, а не только социальных, факторов.
Количество съедаемого сыра, гены, переданные нам от родителей, назначенные лекарства — всё это меняет метаболизм в мозге, а значит, меняет и нас.
Конечно, можно сказать, что есть общение с другими людьми, различия в индивидуальном опыте, то есть чисто социальные моменты, но не надо забывать, что социальная составляющая нашей личности реализуется всё теми же биологическими — и доступными для исследования — механизмами нашей психики.
Людям без специального образования, но столкнувшимся с проблемой депрессии полезно будет знать о том что:
Значительное число клинических и фундаментальных исследований свидетельствуют о том, что БДР связано с нарушением адаптивного ответа на стрессорные стимулы вследствие дисфункции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси.
Нарушения динамики стрессорных гормонов (кортизол, адреналин, норадреналин, пролактин) являются не только постоянным признаком БДР, но могут быть и его предиктором (прогноз на основе математических расчётов, логики, применения законов диалектики, замеченных повторных процессов и пр.)
Проведение дексаметазонового теста с выявлением подавления экскреции кортизола или кортикотропин-рилизинг-гормона является в настоящее время важным объективным параметром диагностики БДР и ответа на антидепрессивную терапию.
Повышенные уровни глюкокортикоидных гормонов (стероидные гормоны, продуцируемые пучковым слоем коры надпочечников из прогестерона и 17-ОН-прогестерона) нарушают нейроногенез, что вносит свой вклад в развитие БДР.
Патогистологическими исследованиями было убедительно показано, что при БДР в различных регионах мозга, имеющих отношение к регуляции настроения (особенно в гиппокампе и префронтальной коре), происходит ряд морфологических изменений, снижающих их адаптивный ответ на различные повреждающие стимулы внешней среды. Это объясняет роль нейротрофинов, - нейротрофины (семейство крупных полипептидов, которые регулируют выживание, развитие и согласованную функцию нейронов) играют ключевую роль в патогенезе депрессии и суицидального поведения.
У лиц с БДР отмечено снижение сывороточного уровня BDNF, а полиморфизмы гена BDNF признаны возможными предикторами хронификации заболевания.
Доказательства участия иммунной системы в патофизиологии БДР в настоящее время не вызывают сомнений. БДР характеризуется гиперэкскрецией глюкокортикоидов (стероидные гормоны, синтезируемые корой надпочечников). Несмотря на их противовоспалительный эффект, у пациентов с БДР регистрируют повышенные уровни провоспалительных цитокинов.
У людей, принимающих провоспалительные цитокины с лечебной целью, такие как альфа-интерфероны, развиваются депрессивные эпизоды, клинически неотличимые от эндогенных БДР. Интерферон (ИФН)-альфа, до недавнего времени являвшийся стандартным средством лечения инфекции, вызванной вирусом гепатита С (HCV), связан со значительным риском развития тяжелого депрессивного эпизода (MDE, или депрессии, вызванной ИФН-альфа)
Растет количество доказательств о взаимодействии микробиоты кишечника с функционированием головного мозга (ось мозг – кишечник). Согласно этой точке зрения, микробиота может влиять на химические изменения в мозге и, соответственно, на поведение. Различные сигнальные пептиды, вырабатываемые гастроинтестинальной системой, особенно лептин, грелин и холецистокинин, оказывают прямое влияние на ЦНС, в том числе на нейроногенез, а значит могут вовлекаться в патогенез БДР.
Депрессия часто сопровождается отклонениями в содержании многих гормонов. Например, люди со слишком низкой секрецией гормона щитовидной железы могут заболеть большой депрессией и в подавленном состоянии проявляют нетипичную резистентность к антидепрессантам. Это особенно важно, потому что оказывается, что у многих людей с клинической депрессией имеется заболевание щитовидной железы.
Хроническая болезнь, вызывающая избыточную активизацию иммунной системы (например, хронические инфекции, или аутоиммунная болезнь, где иммунная система случайно активизировалась и атакует какую-то часть вашего организма), с большей вероятностью вызовет депрессию, чем другие, одинаково тяжелые и длительные болезни, которые не затрагивают иммунную систему.
Исследования показали, что у пациентов с аутоиммунными или инфекционными заболеваниями вероятность развития депрессии выше, чем у населения в целом. Кроме того, у людей без депрессии могут проявляться депрессивные симптомы после лечения цитокинами или индукторами цитокинов.
Цитокины - это белковые сигнальные молекулы, которые выполняют ключевую роль в коммуникации между клетками в иммунной системе и других системах организма.
Видимо, периферическое воспаление/инфекция может каким-то образом распространиться на центральную нервную систему и вызвать нейроиммунный ответ. Цитокины и хемокины могут действовать непосредственно на нейроны, изменять их пластичность и способствовать поведению, похожему на депрессию.
Ось микробиом-кишечник-мозг в последнее время активно изучается из-за влияния процессов в кишечнике на настроение, поведение и передачу нейронов в головном мозге. Заболевания кишечника часто коррелируют с депрессией. Известно, что некоторые антидепрессанты могут ослаблять симптомы у пациентов с синдромом раздраженного кишечника и расстройствами пищевого поведения.
Вероятно, микробиот кишечника может взаимодействовать с процессами в мозге при посредничестве оси гипоталамус-гипофиз-надпочечники и через нейроэндокринную, вегетативную и нейроиммунную системы. Недавние исследования показали, что микробиот кишечника может влиять на уровни нейромедиаторов в кишечнике и головном мозге, включая серотонин, дофамин, норадреналин, глутамат и ГАМК.
Нельзя и не упомянуть о важной роли нейровоспаления в некоторых случаях тяжелой депрессии
Диагностика нейровоспалений проводится при помощи определения специфических маркеров: СРБ (С-реактивного белка), ФНО (фактора некроза опухоли) и других более точных маркеров. Если показатели превышает референсные значения, то это указывает на наличие воспалительного процесса.
Чтобы устранить воспалительный процесс, нужно пройти тщательной обследование и установить его причины.
Нейровоспаление — это хронически активированная иммунная система в головном мозге, хронически повышены ПРОвоспалительные цитокины (ИЛ-6, в частности, Ф-НО) и др в крови и/или ликворе.
Нейровоспаление — прежде всего хронически активированная нейроглия.
Ферритин – это белок острой фазы воспаления. Если у Ж выше 100 (без доп.приема железа) и у М выше 150 – повод задуматься о системном воспалении.
При депрессии нарушена выработка BDNF — росткового фактора нейронов. Это считается главным лабораторным признаком настоящей депрессии.
А сами тревожно-депрессивные расстройства даже классическими неврологами считаются предикторами (предшественниками) дементных нарушений.
В основном медикаментозное лечение депрессий, которое назначают психиатры и психотерапевты, прицельно воздействует на норадреналин, серотонин или дофамин. Наука пока не может сказать, какой человек будет лучше всего реагировать на тот или иной вид антидепрессантов.
И антидепрессантами, увы, воспаление не вылечить!
Учитывая все вышеизложенное, надо принять факт, - если депрессия тяжелая и плохо поддается психотерапии даже с лекарствами, необходимо обратиться за помощью к врачам/специалистам, которые со своей стороны смогут вникнуть в процесс и при помощи конкретных обследований установить биологическую причину ДР и назначить соответствующее лечение.
И только комплексное лечение даст хороший результат.
Практический пример нашей работы с клиенткой по ссылке:
Если ты в окружение тех, кто тебя никогда не поймет
С уважением, пожеланием здоровья и верой в Вас,
Виктория Вячеславовна Танайлова
Системный психолог, психосоматолог, эксперт по эффективным стратегиям выхода из кризиса и болезней через активацию ресурсного состояния сознания
тел. +79892451621, +380986325205 (viber, WatsApp, telegram)
skype tanaylova3