Споры о вышедшем в прокат фильме про великую Гранд-даму Шампани не утихают: его ругают за биографические неточности и недостаток винного содержания, хвалят за эстетизм и актерскую игру, недоумевают над сюжетными линиями отдельных героев. Хорошо он снят или плохо, пусть решают кинокритики, для нас важнее другое — фильм подстегнул интерес к винной теме, а это уже наша «юрисдикция»). Сегодня вспоминаем историю самой мадам Клико и ее изобретений, которые до сих пор используют в винодельческой отрасли.
Бизнес по-женски
Барба-Николь Понсарден происходила из влиятельной семьи текстильных промышленников Шампани. В 21 год она вышла замуж за Франсуа Клико, семья которого владела несколькими направлениями бизнеса (производство вина, банковская деятельность, торговля). Оставшись вдовой в 27 лет, мадам Клико решила сосредоточиться исключительно на виноделии. Она не просто возглавила бизнес, что для женщины в начале XIX века уже было прорывом, а погрузилась во все производственные процессы: ухаживала за лозами, составляла купажи, экспериментировала с техниками, заключала выгодные договоры и т.д. За более чем 50 лет управления компанией Барба-Николь вывела ее на международную арену, организовала поставки своего шампанского к императорским дворам и сделала бренд Veuve Clicquot востребованным во всем мире не на одну сотню лет.
Изобретения
До нововведений мадам Клико вина из-за осадка были мутными, что значительно портило их внешний вид (а до тренда на натурализм было еще целых 2 века)). За прозрачный цвет шампанских да и в целом игристых вин мы должны быть благодарны ей. Вспомните об этом, когда откроете Desono Riesling). Именно вдова Клико разработала технику ремюажа (процесс сведения осадка к горлышку вина для дальнейшего его удаления — дегоржажа) и специальные стойки — пюпитры. Все это до сих пор используют при производстве игристых вин классическим методом. Также мадам Клико приписывают создание мюзле — специальной проволоки, удерживающей пробки бутылок. Красивая история о том, что Барба-Николь вытащила проволоку из своего корсажа и обвязала ей пробку — миф, который не имеет подтверждений.
Русский след
Как в хорошей киношной истории, дело не обошлось без русских). Во время военной кампании Наполеона действовало эмбарго на продажу французских вин в страны антифранцузской коалиции. Барба-Николь придумала, как обойти данный запрет, и через нейтральные страны отправила в Россию первую партию своего вина. В 1814 году, после отречения Наполеона от престола, в Российскую империю уже официально прибыл ценный груз с «вином кометы» (vin de la comète) урожая 1811 года. Того самого, что упоминает А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»: «Вошел: и пробка в потолок, вина кометы брызнул ток». Шампанское имело грандиозный успех и стало любимым напитком не только знати, но и царского двора. Вплоть до революции 1917 года Российская империя была по объему заказов вторым в мире потребителем шампанского.
Браво, мадам Клико!