Пассажиры современных железных дорог давно привыкли к комфортным условиям путешествия, всегда рассчитывают на хорошее обслуживание персонала поезда… А вот как это было в конце 19 века, хорошо описал историк железных дорог в своей статье «На зависть англичанам».
Собираясь в дорогу, в список необходимых вещей записывали: чайник, свеча, постель. В конце концов без мыла можно обойтись день-другой, а вот без кипятка и света... Кипяток тогда к проводникам не имел никакого отношения. Пассажиры запасались им на больших станциях самостоятельно. Это был своего рода спортивный азарт – успеть занять очередь, набрать в чайник кипяток и до третьего сигнала перронного колокола вскочить в вагон.
Едем дальше. А если поездка приходилась на зиму? Климат у нас всегда был суров, а в вагоне одинарные рамы и нет отопления. Для мерзнувших пассажиров на станциях вносили раскаленные кирпичи в металлических грелках. Но это была привилегия только вагонов 1-го и 2-го классов, в общем вагоне такого не полагалось. Позднее стали устанавливать железные печурки, которые топили дровами, и тогда в вагоне пришлось выделять место для истопника. С 1877 года в вагонах появилось уже водяное отопление.
Входя сегодня в ярко освещенный вагон поезда, с трудом можно себе представить, каким был свет в первых российских вагонах. Это обычные стеариновые свечи. Их вставляли в подсвечники фонарей под потолком вагона и на стенах коридора. Ветер задувал свечи, стеарин капал на диваны и одежду пассажиров. При сильных толчках вагонов свечи иногда вываливались из фонарей. Постепенно ввели газовое и только в 80-х годах в поездах появилось электроосвещение.
Еще в самом начале зарождения наших железных дорог отмечалось, что удовлетворить всем требованиям пассажиров в России труднее, чем в государствах Европы: «Если принять в соображение значительную протяженность наших железных дорог, относительную медлительность хода наших поездов и весьма большую величину проезда пассажира по нашей рельсовой сети, тогда станет понятным, что именно русский пассажир, имеет право требовать от подвижного состава больших санитарных условий и удобств, чем заграничный пассажир, проводящий в вагоне гораздо меньше времени».
У нас раньше других появились спальные вагоны – человек получал возможность нормально отдыхать во время поездки. «Такому шагу России на пути прогресса, – отмечала зарубежная пресса, – может позавидовать даже искусная более других в устройстве железных дорог Англия».
Плацкарты ввели лишь в 1894 году. Приобретенная заранее за особую плату к пассажирскому билету, она давала пассажиру право занять определенное место, избавляла от необходимости сторожить его.
Пассажирские поезда тех лет имели довольно пестрый вид. Циркуляром МПС от сентября 1879 года все вагоны на сети должны были иметь следующий колер: синий для 1-го класса, земляно-желтый для 2-го, зеленый для 3-го и вишнево-коричневый для почтового вагона. Эта расцветка оставалась до 1917 года.
По материалам публикации Юлиана Толстова