Найти тему
Литрес

Острый взгляд на человеческие пороки: Денис Иванович Фонвизин — цитаты из книг автора

Денис Фонвизин — выдающийся русский драматург XVIII века, чьи произведения остаются актуальными и по сей день благодаря своей глубокой сатире, остроте языка и тонкому чувству юмора. В своих пьесах автор «Недоросли», «Бригадира» и различных комедий мастерски передал характеры и пороки своего времени, оставив нам не только увлекательные сюжеты, но и множество афоризмов и цитат, которые западают в душу своей мудростью и проницательностью. Ниже мы подготовили для вас подборку лучших афоризмов и цитат из книг Дениса Ивановича Фонвизина, каждая фраза из которой продолжает вдохновлять и заставляет задуматься о жизни, обществе и человеческой природе.

Комедия «Недоросль» — одно из самых значимых произведений Дениса Ивановича Фонвизина, которое по сей день сохраняет свою актуальность.

100. «Нашёл деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка».

99. «Наличные деньги — не наличные достоинства».

98. «В глазах мыслящих людей честный человек без большого чина — презнатная особа; добродетель всё заменяет, а добродетели ничто заменить не может».

97. «А разве тот счастлив, кто счастлив один? Вообрази себе человека, который бы всю свою знатность устремил на то только, чтоб ему одному было хорошо, который бы и достиг уже до того, чтоб самому ему ничего желать не оставалось».

96. «При нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет».

95. «Да ведаешь ли ты, что для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь».

94. «Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает».

93. «Ты должен посвятить отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честным человеком».

92. «Молодой человек подобен воску».

91. «Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума».

90. «Без ума жить худо; что ты наживешь без него?».

89. «Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения».

88. «Береги жену, не давай ей воли».

87. «Какое было бы несчастье, если б солнце перестало светить для того, чтоб слабых глаз не ослепить!».

86. «Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет».

85. «Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».

84. «Прилежи только к делам, читай больше».

83. «Сердце человеческое есть всегда сердце, в Париже и в России: оно обмануть не может».

82. «Черт ли видит то, что скрыто, а наружное всяк видит».

81. «Напротив того, мой отец, кроме зари, никогда не маливался. Он, сказывают, до женитьбы не верил, что и черт есть; однако, женяся на моей матушке, скоро поверил, что нечистый дух экзистирует».

80. «Золотой болван — все болван».

79. «Ничто так не терзало моё сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось из рук вырвать добычу от порока».

78. «Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила бы. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее».

77. «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

76. «Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает».

75. «Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».

Фонвизин, цитаты, афоризмы — три составляющие русского культурного наследия, которые затрагивают человеческую нравственность и мораль.

74. «Молодой человек подобен воску».

73. «Да ведаешь ли ты, что для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь».

72. «А разве тот счастлив, кто счастлив один? Вообрази себе человека, который бы всю свою знатность устремил на то только, чтоб ему одному было хорошо, который бы и достиг уже до того, чтоб самому ему ничего желать не оставалось».

71. «Наличные деньги — не наличные достоинства».

70. «Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чертом».

69. «Довольно есть знаков великолепия и рачения человеческого, и коль мало имеем мы знаков его благодеяния!».

68. «Как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!».

67. «У кого чаще всех Господь на языке, у того чёрт на сердце».

66. «Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство».

65. «Прилежи только к делам, читай больше».

64. «Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума».

63. «Черт ли видит то, что скрыто, а наружное всяк видит».

62. «Со всем тем, сколько им покушение сие ни много стоит и стоить будет, но равенства состояний никогда достигнуть не могут, какие бы законы они ни сделали, ибо всегда одна часть подданных будет принесена на жертву другой».

61. «Не должно никогда так светом нам гнушаться:
Мы видим, каково со светом расставаться.
Хоть в жизни много нам случается тужить,
Однако хочется подолее пожить».

60. «В большом свете водятся премелкие души».

59. «Для того, что в математике от одной известности идут к другой, так сказать, машинально, и математик имеет пред собою все откровения предшественников своих; ему надобно иметь только терпение и уметь ими пользоваться; но политика прежние откровения не поведут верною дорогою. Математик исчисляет числа, политик страсти; словом, ум политический есть и должен быть несравненно больше и гораздо реже встречается, нежели математический».

58. «В глазах мыслящих людей честный человек без большого чина — презнатная особа; добродетель всё заменяет, а добродетели ничто заменить не может».

57. «Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».

56. «— Нет, я не злодей, — говорил он, — я не чудовище, я имею сердце… Я его имею, и вот мое несчастие».

55. «Без ума жить худо; что ты наживешь без него?».

54. «Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло».

53. «Довольно есть знаков великолепия и рачения человеческого, и коль мало имеем мы знаков его благодеяния!».

52. «Со всем тем, сколько им покушение сие ни много стоит и стоить будет, но равенства состояний никогда достигнуть не могут, какие бы законы они ни сделали, ибо всегда одна часть подданных будет принесена на жертву другой».

51. «Хоть, кажется, они усердием горят,
Однако их сердца иное говорят,
И дружба такова преходит скоротечно;
Менандр, один Менандр мне другом будет вечно».

50. «Не должно никогда так светом нам гнушаться:
Мы видим, каково со светом расставаться.
Хоть в жизни много нам случается тужить,
Однако хочется подолее пожить».

В чем проявил гениальность Фонвизин? цитаты из его текстов стали крылатыми фразами, которые до сих пор использует русский человек, чтобы подчеркнуть недостатки и пороки окружающих.

49. «Есть некие узы, привлекающие чувствительных людей к тем местам, где они о бедствии своем слезы проливали».

48. «Сколько грамотей у нас развелось: и то-то, ведь кому господь откроет. Прежде, бывало, кто писывали хорошо по-русски, так те знавали грамматику; а ныне никто ее не знает, а все пишут».

47. «Напротив того, мой отец, кроме зари, никогда не маливался. Он, сказывают, до женитьбы не верил, что и черт есть; однако, женяся на моей матушке, скоро поверил, что нечистый дух экзистирует».

46. «Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану».

45. «Говорят, что с совестью жить худо: а я сам теперь узнал, что жить без совести всего на свете хуже».

44. «Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно».

43. «Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет».

42. «Тех временных друзей всегда превратны нравы:
Не грусть они делят, делят одни забавы».

41. «Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно».

40. «Как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!».

39. «Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».

38. «Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло».

37. «Невежда без души зверь».

36. «Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно».

35. «Говорят, что с совестью жить худо: а я сам теперь узнал, что жить без совести всего на свете хуже».

34. «Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».

33. «Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?».

32. «К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья».

31. «Начинаются чины — перестает искренность».

30. «Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет».

29. «Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану».

28. «При нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет».

27. «Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?».

26. «— Нет, я не злодей, — говорил он, — я не чудовище, я имею сердце... Я его имею, и вот мое несчастие».

В первую очередь, «Недоросль» — афоризмы, которые ярко отражают характеры и нравы того времени.

25. «Какое было бы несчастье, если б солнце перестало светить для того, чтоб слабых глаз не ослепить!».

24. «Сколько грамотей у нас развелось: и то-то, ведь кому господь откроет. Прежде, бывало, кто писывали хорошо по-русски, так те знавали грамматику; а ныне никто ее не знает, а все пишут».

23. «Без души самая просвещеннейшая умница — жалкая тварь».

22. «Ничто так не терзало моё сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось из рук вырвать добычу от порока».

21. «У кого чаще всех Господь на языке, у того чёрт на сердце».

20. «Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чертом».

19. «Неустрашимость его состоит, следственно, не в том, чтоб презирать жизнь свою. Он её никогда и не отваживает. Он умеет ею жертвовать».

18. «В нашем военном ремесле храбр должен быть воин, неустрашим военачальник. Он с холодною кровью усматривает все степени опасности, принимает нужные меры, славу свою предпочитает жизни; но что всего более — он для пользы и славы отечества не устрашается забыть свою собственную славу».

17. «Я полагаю истинную неустрашимость в душе, а не в сердце. У кого она в душе, у того, без всякого сомнения, и храброе сердце».

16. «Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни».

15. «Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой. Как мала душа того, кто за безделицу вызовет на дуэль, перед тем, кто вступится за отсутствующего, которого честь при нём клеветники терзают! Я понимаю неустрашимость так…».

14. «И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостью человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать».

13. «Неустрашимость — добродетель; следственно, нет состояния, которое ею не могло бы отличиться».

12. «Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство».

11. «В большом свете водятся премелкие души».

10. «В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь».

9. «Невежда без души зверь».

8. «Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».

7. «Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».

6. «В несправедливом отказе больше чести, нежели в несправедливой награде».

5. «Льстец — ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет».

4. «Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозможно».

3. «Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее».

2. «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы».

1. «В несправедливом отказе больше чести, нежели в несправедливой награде».

В произведении Д. Ивановича Фонвизина «Недоросль» раскрываются типичные черты характера людей, которые, несмотря на внешнюю доброжелательность, на самом деле желают зла окружающим.

Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-2