Детство - это время, когда формируются основы личности и психологическое благополучие ребенка. Однако, не все дети имеют возможность насладиться беззаботным и радостным детством. В семьях, где детей игнорируют, не уделяют им внимание, не выражают свою любовь и заботу, не "видят" их такими, какие они есть, могут возникнуть серьезные проблемы.
Типичная ситуация для 90 - х: родители, работающие на 2-х и более работах, чтобы выжить и дети, предоставленные сами себе, с ключом, надетым в виде кулона на шее - чтоб наверняка не потерять. Но потребность в опоре никуда не девается, поэтому каждый "цеплялся", за что мог. Одни находили "авторитетов" на улице, какие-то своды правил жизни и чести, другие "уходили" в свой внутренний мир, книги и фантазии. Дети, которые вырастают в вышеописанных семьях, могут развить различные психологические проблемы и нарушения поведения. Они чувствуют себя ненужными, неважными и незначимыми, что может привести к низкой самооценке и негативному отношению к себе. Такие дети могут испытывать чувство одиночества, депрессию и тревожность.
Игнорирование детей в семье также может привести к развитию агрессивного поведения. Дети могут начать проявлять агрессию и насилие как способ привлечь внимание к себе. Они могут стать замкнутыми и необщительными, избегая контакта с другими людьми. В результате такого поведения у детей могут возникнуть проблемы в общении с другими людьми и в установлении отношений.
Дети, которых игнорируют в семье, также могут стать недисциплинированными и неспособными к долгосрочному планированию. Они могут не видеть смысла в учебе и достижении целей, так как им не хватает поддержки и мотивации со стороны родителей. Такие дети могут стать апатичными и равнодушными ко многим аспектам жизни.
Одним из основных последствий игнорирования детей в семье является развитие комплексов неполноценности и неуверенности. Дети могут не верить в себя и свои способности, считая себя неудачниками и неспособными к успеху. Им может быть сложно выстоять перед трудностями и преодолеть препятствия на пути к достижению своих целей.
Часто дети, которых игнорируют в семье, начинают искать внимание и поддержку за пределами семьи. Они могут обращаться к друзьям, учителям или другим взрослым за помощью и поддержкой. Однако, это может привести к тому, что дети будут подвержены влиянию негативных образцов поведения и окружающей среды, что повлечет за собой еще больше проблем. Субкультуры и даже секты тому пример - так просто заманить в них неокрепшие умы, так страстно ищущие опоры, и не находящие ее в собственной семье.
Чтобы предотвратить негативные последствия игнорирования детей в семье, родители должны уделить особое внимание своим детям и выразить им свою любовь, заботу и поддержку. Важно проводить время вместе, общаться, слушать и понимать своего ребенка. Родителям важно поддерживать ребенка, поощрять его усилия и достижения, а также учить его правильным навыкам общения и самооценки.
Важная функция родителя - отражать ребенку его и происходящее с ним. Можно сказать, что родитель формирует психику ребенку таким образом, рассказывая, какой он и что с ним происходит. Помогая ему понять, что он чувствует. Проясняя и подсвечивая возможности выбора там, где он есть. И оставляя пространство для горевания и принятия там, где этого выбора нет. И при этом не осуждая и не стыдя за какие-то ошибки. Ребенку важно объяснить, что он пусть и не идеален и может допускать ошибки, он все равно достоин родительской любви. Родитель не отвернется и не бросит, если он где-то сплошает и облажается. Даже если он совершит хороший поступок - от него не отвернутся.
Дети, лишенные внимания, внутренне убеждены, что от них уже отвернулись. Поэтому вышеописанная схема развития дает сбой. Они начинают гонку за любовью и хоть какой-то опорой, чтобы почувствовать так нужную им определенность и в какой-то мере безопасность. Одни начинают марафон за достижениями, добиваясь новых и новых высот, которые почему-то все равно не будут их радовать. Другие же просто разочаруются получить эту опору, и начнут разрушать себя алкоголем, наркотиками или деструктивными отношениями, будучи уверенными, что не заслуживают лучшего отношения. Третьи будут искать того самого человека, который подарит им это безусловное принятие и тотальную любовь, вновь и вновь разочаровываясь в людях.
Если родители не могут обеспечить своему ребенку необходимую поддержку и заботу, важно обратиться за помощью к психологу или социальному работнику. Профессионалы помогут выявить проблемы ребенка и разработать план действий для их решения. Они также могут помочь родителям научиться эффективно общаться с ребенком и предоставить ему все необходимое для здорового развития.
Как быть тем, кто уже миновал детский возраст? Кто уже, будучи взрослым, начал чувствовать этот дефицит и боль от того, что когда-то недодали, и уже вряд ли дадут? Мой ответ - достраивать себя, самостоятельно, в группе или с психологом. Научиться выдерживать одиночество, не разрушая себя. Увидеть то, что было скрыто долгие годы. Посмотреть без отвращения и ужаса на те черты и совершенные поступки, за которых хотелось себя презирать. Постепенно узнавая себя, заполняя "пустоты" и ликвидируя черные пятна в своей личности, вы можете обрести опору на себя, понимать свои эмоции и ощущения, бережно относиться к своим желаниям и лучше понимать их.
Дети, которые вырастают в семье, где их игнорируют, испытывают серьезные проблемы и трудности. Однако, с правильной поддержкой со стороны родителей и специалистов, они могут преодолеть эти проблемы и стать счастливыми и успешными людьми. Важно помнить, что каждый ребенок заслуживает любви, заботы и внимания, и только так он сможет раскрыть свой потенциал и стать уверенным в себе и счастливым человеком.
Если вам понравилась эта публикация, вы можете также подписаться на мой Телеграм-канал https://t.me/soulinp . Там будет больше уникальных текстов и моих мыслей, которые не попали на эту страницу
Вы можете записаться ко мне на консультацию через Whats'app + 7 989 710 57 34 , или в личные сообщения
Автор: Пилипенко Мария Александровна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru