Юлия удобно расположилась в своем любимом кресле и допивала уже остывшую чашку кофе в полной тишине. Ее домашние уже спали. Это был один из тех редких моментов, когда она могла полностью погрузиться в свои мысли так, чтобы ей никто не мешал.
Прошедший день принес Юле много испытаний и именно такие дни вызывали предательские чувства, связанные с ее нежеланием быть матерью, особенно матерью ребенка-инвалида. У ее сына Саши был синдром Дауна.
Постепенно мысли Юлии вернулись к тем ранним событиям, когда Саша только родился. Она сразу полюбила его, почувствовав яростное желание защитить это крошечное, уязвимое существо. Но шли годы, и наступила реальность воспитания ребенка с особыми потребностями. Некоторые дни были наполнены радостью и любовью, а другие – разочарованием.
"Почему он не может просто вести себя, как другие дети?" Юлия пробормотала себе под нос, вспоминая истерику прошлой ночи. Семилетний Саша не хотел ужинать, кричал и бросал еду на пол. Терпение Юлии лопнуло, и она повысила голос, о чем тут же пожалела. Она знала, что инвалидность Саши не освобождала его от общепринятых социальных норм и правил поведения, но соблюдать их было особенно трудно в такие дни.
Потягивая остывший кофе, Юлия думала о предстоящем сеансе терапии со своим психологом. Это было безопасное место, где она могла открыто признать, что были моменты, когда она не любила своего сына. Это было место, где можно было исследовать сложные эмоции, которые испытываешь, будучи матерью ребенка с ограниченными возможностями.
"Иногда чувствовать себя так нормально", - часто напоминал ей ее психолог. "Юлия, ты имеешь право на свои собственные эмоции. Это не значит, что ты не любишь своего сына или что ты плохая мать. Это просто значит, что ты человек. "
Юлия нашла утешение в этих словах, понимая, что делает все, что в ее силах. Быть родителем и так непросто, если не учитывать дополнительные сложности, связанные с инвалидностью. Она понимала, что Саша может быть упрямым и требовательным, как и любой другой ребенок. И у него также были свои радостные моменты, например, когда он с гордостью показывал ей рисунок, который сделал в школе, или прижимался к ней во время чтения какого-нибудь рассказа.
"Люди должны знать, что дети с ограниченными возможностями не всегда бывают ангелами", - размышляла она. "У них бывают хорошие и плохие дни, как и у всех остальных. Они могут быть непослушными, и это нормально - устанавливать границы и обеспечивать соблюдение правил."
Сквозь эти размышления в мысли Юлии буквально ворвались события прошлой недели, когда Саша нашел их собаку, съежившуюся под столом в поисках убежища от сильной грозы за окном. "Мама, смотри, Белла боится!" - воскликнул сын, его глаза сияли от восторга. Она улыбнулась, чувствуя, как напряжение в ее теле спадает.
В этот момент сердце Юлии смягчилось, и трудные моменты, казалось, исчезли. Она знала, что в ее жизни будут дни, когда она будет чувствовать себя подавленной и расстроенной. Но она также знала, что ее любовь к сыну непоколебима, даже в те дни, когда его поведение ей не особенно нравится.
«Сострадательное отторжение» — это был термин, который она придумала во время своих консультационных сессий. Это означало иметь право испытывать неприязнь к определенным аспектам поведения ее ребенка или проблемам его инвалидности, не умаляя при этом ее материнской любви и заботы. Теперь она приняла это право, понимая, что оно сделало ее более сострадательным и терпеливым родителем.
С этого дня Юлия стала относиться к материнству с новой точки зрения и состраданием к себе. Она позволила себе ощутить весь спектр эмоций, связанных с воспитанием ребенка с ограниченными возможностями, понимая, что все это является частью прекрасного и сложного пути становления родителем.
___________
Прочитала недавно список прав родителей особого ребенка, составленный Кэй Феррелл и захотелось написать небольшие рассказы по каждому из таких прав
1. Катя и ее право не сдаваться
2. Юля и ее право прекратить попытки