Найти тему
Киберпоп ТВ

Повседневные грехи

  • «Стоит ли на исповеди каяться в грехах, если знаешь, что будешь все равно их совершать? Речь идет не о смертных грехах, а, например, о таких: не пощусь в среду и пятницу вне многодневных постов или не вычитываю полностью молитвенные правила, особенно вечером, по лени. Ведь покаяние предполагает, что мы твердо намерены исправиться, а не осознание своей греховности. И что, каждый раз на исповеди эти грехи говорить?»

Говорить, конечно. Мы должны приносить покаяние Богу в простоте своего сердца. А простота сердца подразумевает отсутствие подобных мыслей: «Я же все равно потом буду это делать. А какой смысл?» Это уже не простота, а сложность выдумывания. Мы должны быть, по слову Господа, как дети. А как дети? Нашалил ребенок и знает сам, что нашалил. Отец с мамой узнали о том и к ответу его. А он говорит: «Простите, я так больше не буду!» И он действительно в этот момент считает, что он так больше поступать не будет. Не будет шалить, не будет безобразничать, а будет идеальным ребенком. У него такое горячее желание. Вспомните себя, когда Вас в детстве ругали, Вы думали: «Ну, всё! Сейчас меня простят, и я буду идеальным!» Прощают, и на некоторое время это получается, а потом повторяется сначала. Но в момент обещания ребенок искренен. Мы точно такими должны быть. Не мудрствовать лукаво, а в простоте сердца приносить покаяние. Даже если осознаем, понимаем, что мы все равно будем подобное допускать. Ну и что? Сто раз согрешать ― сто раз каяться; тысячу раз согрешать ― тысячу раз каяться. И в этом есть смысл, в этом необходимость. Будьте, как дети.

  • «Является ли грехом желание купить вещь дешевле в погоне за скидками, акциями? Это жадность или нет? Участие в розыгрышах разных интернет групп или в формате: сделай репост рекламной записи ― получишь шанс выиграть. Желание халявы ― это жадность или бережливость? Совесть мне подсказывает, что это чрезмерная увлеченность барахлом, нарядами и прочее, которое отнимает много времени. С другой стороны, экономная жена ― это же хорошо. Так мне муж говорит».

Слушайте мужа, потому что послушная жена лучше бережливой. Если она послушна, тогда и бережливой будет.

Что касается совести, я согласен, что она является лучшим подсказчиком. Но не идеальным подсказчиком. У нашей совести тоже есть свои проблемы. Так как грех имеет способность проникать во всё: и волю поражает, и чувства, и разум, и совесть. Мы рождаемся с этим повреждением. И совесть наша не всегда определяет что хорошо, а что плохо. У совести есть своеобразная законодательная функция определения это хорошо или плохо, но это не измеряется категориями добра и зла. Не всегда верно совесть определяет, что есть добро и зло.

Так и не всегда она определяет: виновен или не виновен человек. Зачастую советь начинает человека оправдывать и выступает не как судья, а как адвокат. Внушает человеку: не ты один такой, жизнь такая. Другие еще хуже! И приводит сотни разных оправданий. Слушать такую совесть себе дороже! А бывает и так: совесть, как законодатель, определила вину; как судья, осудила, но как исполнитель привести в исполнение приговор она не собирается. То есть совесть не грызет человека. Человек говорит: «Да, я сделал, и что вы мне на это скажете?» Ему говорят: «Ты без стыда! У тебя совести нет!». Но совесть у него есть, просто у него она не работает так, как надо. Так что христиане должны жить не по совести, а по Евангелию. Свою совесть нужно с Евангелием сверять. Совесть ― не идеальный подсказчик, но лучшего у нас нет. Поэтому надо свою совесть слушать.

Является ли грехом желание купить вещь дешевле? Нет, не является само по себе, но вспомним слова апостола Павла: «Всё мне можно, но не всё полезно». Всё можно ― это желание не только иметь, но и реализовать: участвовать в акциях, принимать участие в розыгрышах, искать распродажи, отнимая у себя время. Имейте в виду, что греховного в этом нет, но этим можно увлечься и так окунуться, что возникнет вопрос: грех это или нет? И совесть в момент наибольшего увлечения будет твердить: «Нет! На самом деле ты бережливый!» Совесть найдет, как оправдать человека. Значит, в какой-то момент нужно остановиться и сказать себе: «Я и тут, и там поучаствовал, а здесь уже не буду». Это для того, чтобы совсем себя не окунуть в эту зависимость от поиска халяв. Так что, всё можно, но не всё полезно, и надо знать меру. Где-то можно этим воспользоваться, где-то сказать: «Нет, хватит! Слава Богу, Господь надоумил меня! Я не буду слишком гнаться за выгодами».

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.