Найти тему
Наша Психология

От интимного дневника к социальным сетям

Оглавление

Важной частью подростковой жизни издавна были интимные дневники. Внутренний диалог и потребность зафиксировать события собственной жизни тесно связаны с развитием самосознания и ощущением нехватки общения. Дневник — это воображаемый, по-нынешнему — виртуальный, друг.

Девочки чаще и раньше мальчиков начинают вести дневники и делают это регулярнее, да и сами их дневники более интимны. Как правило, это описание собственных чувств и переживаний, особенно любовных, сплошной разговор с собой и о себе. Девичий дневник — средство не только внутреннего, но и внешнего общения. Девочки охотно показывают свои дневники подругам, а при случае и мальчикам. Юношеские дневники встречаются значительно реже, они более разнообразны, в них шире отражаются интеллектуальные увлечения, интересы автора, зато свои эмоции мальчики описывают более скупо и сдержанно. Постоянно ведут дневники в основном одинокие или склонные к литературным занятиям мальчики, для которых ведение дневника служит профессиональной школой. Показывать свои записи посторонним мальчики не любят, это знак очень высокого доверия.

МОЙ МИЛЫЙ ДРУГ

С появлением Интернета можно не только придумать себе друга, но и найти его в виртуальном пространстве. Блоги и социальные сети вытесняют интимные дневники и журналы. Формы онлайновой активности подростков быстро меняются. Если в 2003 — 2006 годах количество блогов быстро росло, то с 2006 до 2009 г., по данным опросов Pew Internet & American Life Project, доля блогеров среди американских подростков и молодых взрослых сократилась с 28 до 14 %. Вместо этого подростки и молодежь чаще предпочитают проводить время в социальных сетях, например Facebook и MySpace, которыми пользуются 73% всей американской молодежи, имеющей доступ в Сеть (в 2006 г. это делали 55% тинейджеров).

В России подростковые сетевые ресурсы меньше, а социологические опросы посвящены главным образом проблемам безопасности, что делает правдивость ответов более проблематичной. Тем не менее среди опрошенных в 2009 г. 4338 старшеклассников вообще не пользуются Интернетом только 5%, для остальных его главной функцией является общение: 90% ведут онлайн-дневники, 87% общаются с друзьями через Skype, 57% присутствуют в разных социальных сетях, таких как «Живой журнал» (ЖЖ).

Содержание и формы онлайнового общения чрезвычайно разнообразны. Важное место в нем занимает художественное творчество. В 2006 г. 39% 12 — 17-летних «сетевых» американских подростков размещали в сети свои рисунки, фото, рассказы. Однако главная функция Интернета — свободное общение, возможность себя показать и подружиться с кем-то интересным. Ключевое понятие здесь — дружба: «На компьютерном жаргоне, и не только американском, «другом» становится любой человек, который хочет общаться с тобой в Сети. Это явная инфляция дружбы и интимности».

Однако не все так просто. Создавая свой блог или присоединяясь к ЖЖ, подросток обычно делает это по их прямому настоянию и начинает с подражания сверстникам, но затем старается выработать собственный стиль. Ориентация на других дополняется маркированием собственной идентичности и экспериментированием с ней.

БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ

Хотя Интернет допускает полную анонимность, многие блогеры и участники социальных сетей этим не пользуются, редко создают свой новый виртуальный образ. Виртуальный образ подростка, который он представляет другим, большей частью соответствует его реальной личности. Хотя представляемый образ «Я», как правило, в чем-то приукрашен (было бы странно, если бы было иначе), он вполне узнаваем. Так, 79% российских старшеклассников сообщают номер своего домашнего телефона, 65% — номер мобильника, 60% — номер школы или класса, 58% — выкладывают свои фотографии и фотографии родственников. Восемь школьников из десяти пытаются встречаться с людьми, с которыми познакомились в Интернете, а 43% делают это часто.

С точки зрения интернет-безопасности это реальный и значительный риск, но многим подросткам это нравится, а главное — облегчает самораскрытие. И это не просто иллюзия. Канадские, американские и голландские психологические исследования показывают, что онлайновое общение улучшает коммуникативные способности подростка и качество его настоящих дружеских отношений. Если происходит обратное — виртуальное общение вытесняет реальное, — это значит, что личные отношения подростка его не удовлетворяли.

Здесь есть возрастные различия. Если младшие подростки чаще экспериментируют со своей идентичностью, то старшие больше озабочены поддержанием ее стабильности. Кроме того, дети чаще рассказывают о своих делах и достижениях, а подростки и юноши — о личных чертах, чувствах и отношениях.

В центре интереса как мальчиков, так и девочек стоит собственное «Я». Это проявляется и в рассказах, и в отборе фотографий. Это основано не столько на эгоцентризме, сколько на логичном предположении, что твоих друзей в отличие от посторонних больше всего интересует твоя собственная жизнь. Но мальчики и юноши чаще обсуждают социальные и внесемейные проблемы, тогда как девочки говорят о своем непосредственном окружении. Мальчики-подростки чаще помещают фотографии, зато сильно уступают девочкам в создании блогов (20% против 35%). В этом тоже нет ничего удивительного: девочки с детства больше приучены рассказывать о себе, у мальчиков исповедальность и эмоциональность не поощряются, считаются признаком слабости. Девочки оригинальнее в оформлении своих блогов и сайтов, это для них так же важно, как неповторимость в одежде, которой мальчики могут пренебречь.

Важно, что подростки стремятся отгородиться от взрослых, учителей и родителей. Чтобы их не узнали в Сети, они стараются замаскироваться с помощью какой-то ложной информации, в которой компьютерно-малограмотные взрослые не могут разобраться. Контроль со стороны взрослых кажется им более серьезным покушением на их свободу. На упреки родителей в скрытности и недоверии отвечают: «Но ведь это мое пространство!» Ссылки на то, что это публичное и, возможно, опасное пространство, всерьез не принимаются.

Изменение подростковых (и не только) представлений об интимности имеет свои макросоциальные корни. Для взрослых тинейджеры, с одной стороны, угроза, нарушители, которые все время делают что-то не так, а с другой — предмет озабоченности, потенциальные жертвы чьих-то чужих покушений, от которых их нужно охранять. Однако, как и в других сферах жизни, онлайновая свобода от контроля со стороны взрослых зачастую сочетается с жестким давлением собственной возрастной группы.

Для многих современных подростков онлайновая жизнь обязательна. На вопрос одной американской матери, почему для ее 18-летней дочери так важен MySpace, последовал ответ: «Если ты не в MySpace, ты не существуешь». Онлайновая активность выражает личную потребность подростка выйти за пределы пространственных границ своего социального мира. Свобода выбора виртуальных друзей — способ преодолеть давление взрослых. Но внутри подросткового сетевого сообщества существует такая же жесткая иерархия, борьба за статус и популярность, как в школе или классе. Если ты не создашь удачный блог или не присоединишься к известной сети, тебя будут считать (и ты фактически станешь) изгоем. Глупый вопрос «Сколько у тебя (сетевых) друзей?» — кто же не знает, что «настоящих друзей» много не бывает? — может оборачиваться мучительным чувством социальной и личной неполноценности.

Полезно?

ИГОРЬ КОН Игорь Семенович Кон (21-05 1928, г.Ленинград) - российский философ, социолог, психолог и сексолог. Окончил исторический факультет (1947) и две аспирантуры по новой истории и по философии Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена (1950). Кандидат исторических наук ("Джон Мильтон - идеолог революционной английской буржуазии XVIIв.",1950), кандидат философских наук ("Этические воззрения Н.Г.Чернышевского",1950), доктор философских наук ("Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли",1960), профессор (1963). Академик Российской академии образования (1989). Почетный профессор Корнельского университета (1989), доктор honoris causa университета Сэррей (1992). Член международной академии сексологических исследований (1979) и Польской сексологической академии.

Источник:
https://www.psyh.ru/ot-intimnogo-dnevnika-k-sotsialnym-setyam/
© Наша Психология