Найти тему
БО.big

Собака и процедуры. Как не навредить

Обычно рядом со словами «собака» и «процедуры» стоит слово «приучить». Наши псы же невероятно умны и учатся нужному поведению в любом возрасте и, чаще всего, с завидной скоростью. Поэтому, конечно, хочется избежать насилия, когда приходится зверя лечить от чего-то в домашних условиях. Например, давать таблетки, закапывать что-нибудь в глаза и уши, делать уколы и всякое прочее, от чего удовольствия получается мало, а нервов тратится много. Когти стричь — вообще отдельная история, о ней я снимала видео, ссылка на него вот тут. Но и эта процедура из того же сериала про «издевательства» над собакой, терпеть которые у нее нет ни единого мотива.

Бывают псы, которые к процедурам приучаются за вкусноту и доброе слово. Не видят они ничего страшного в лечении ушей, носов и подушечек лап. Но сегодня я расскажу план действий для тех, кого не уговорить ни тушкой, ни чучелком, а все равно как-то запланированные доктором мероприятия проводить надо. Собственно из-за таких ребят я предпочитаю рассказывать о процедурных уловках не в контексте «приучить», а в контексте «не навредить». Не навредить доверию, которое есть между вами и собакой, не навредить песьему поведению, которое, конечно, может меняться под воздействием разного опыта.

Не навредить здоровью здесь разумеется само собой, потому что процедурам мы псов подвергаем, когда хотим это самое здоровье улучшить. Но технику безопасности тоже никто не отменял, да. Словом, лечение собак, которые не понимают концепции лечения и не способны оценить перспективы, это то еще испытание для владельцев. И его можно пройти с честью, если знать парочку важных вещей о псах.

Собаки — это мотивированные чуваки, которые в делах руководствуются собственной выгодой. Поэтому их сложно дрессировать, например, за «спасибо». Какая выгода в «спасибо»? Примерно никакой для существа без моральных ориентиров. А собаки — именно такие существа. Зато есть куча выгоды в колбасьих попках, потому что их приятно есть. И ради них можно изобразить чего-нибудь желанное для хозяина. Хотя есть большое волосатое «НО». Иногда перспектива колбасьей попки не так заманчива, как перспектива избежать неприятного. Проще говоря, между лакомством и возможностью не закапывать капли в глаза большая часть зверей выберет второе, а колбасу свою ешьте сами. И тут вступает вторая важная вещь о псах, которая помогает настроить процедурный кабинет с большей эффективностью.

Еда — это не единственный инструмент поощрения пса, которого нужно подвергнуть неприятным процедурам. Не единственный и даже не главный в ситуации, когда вы удерживаете собаку и, скажем, мажете неприятной мазью ее ладошки между пальцев. Главный вид поощрения здесь — освобождение пса после процедуры. То есть больше всего на свете собака хочет, чтоб отстали, а не условной колбасьей попки. Так что завершение процедуры стоит использовать по той же схеме, по которой вы используете любое поощрение. А именно — выдавать его только после того, как пес продемонстрировал поведение, которое вам нужно. Пример с той же мазью: вы захватили пса в заложники, как-то справились с его сопротивлением, намазали все то, что подлежит намазыванию. И — отпустили только ту собаку, которая не вырывается из ваших рук, а покорно ждет окончания процедуры.

-2

Этот алгоритм — хорошая профилактика саботажа и даже так называемой инструментальной агрессии. У собаки формируется ассоциация: добиться главной награды (чтоб отстали) можно только в том случае, если не сопротивляться. Во время сопротивления не происходит ничего хорошего — мать с мазью не исчезают. А стоит сопротивлению затихнуть — намазанный пес уходит заниматься тем, чем он там хотел заниматься. Например, пожирать колбасьи попки на свободе. Да, такой вид поощрения не отменяет порцию вкусноты, которая полагается только что пережившим насилие собакам. Но и вкуснота не заменяет поощрение отставанием. Стоит помнить, что если отпускать с процедуры собаку на пике ее возражений, то с каждым следующим разом возражения будут все сильнее. У инструментальной агрессии, о которой я упомянула выше, именно оттуда ноги растут.

Инструментальная агрессия — это агрессия как инструмент, с помощью которого можно избежать неприятного. Собаки, раз применив ее из страха и желания защититься, станут развивать мастерство, если оно уже однажды сработало. Какая мамичка, дорожащая своими руками, не отпустит ванильного пирожочка со стрижки когтей, если он прошелся зубами по этим ее любящим рукам. У мамички ведь тоже есть рефлексы и болевой порог. А у собак хорошо работает ассоциативное мышление, которое закрепляет ассоциацию «клацнул зубами — получил свободу». Следующее клацанье вы можете увидеть даже раньше, чем начнется неприятная процедура. Ну просто потому, что в прошлый раз оно сработало. Чтобы не срабатывало и чтобы инструментальная агрессия не развивалась, предохраняйтесь намордниками. И не вознаграждайте саботаж процедур тем, что отстаете от собаки.

И самое главное. Во время любых процедур жизненно важно разговаривать с собакой нежным и спокойным голосом. Даже в те моменты, когда бесит ужасно и хочется крикнуть: «Стой спокойно, блин, я ж лечу тебя окаянного». Интонации для собаки всегда значат очень много, даже если кажется, что она и не думает вас слушать и тем более выполнять все то, на чем вы настаиваете. Спокойные интонации — это плюс сто к спокойствию пса. Ровно как и нервно дрожащий голос, грозный тон или резкие запреты — повод для собаки беспокоиться сильнее, чем следовало бы.

Еще одна важная в контексте процедур вещь: собак нельзя обманывать. Я имею в виду ситуации, в которых вы точно знаете, что пес станет бунтовать, если вы подойдете к нему со шприцем, и убежит прятаться в труднодоступные места. Владельцы подобных псов, чтобы облегчить себе работу, могут придумывать разные затейливые способы отлова тех псов в самые неожиданные моменты. Скажем, спит ваш пирожочек, а вы его схватили и сонного подвергли неприятному. Или заманили едой в угол без эвакуационных выходов и уже там провернули дельце со шприцем. Стратегия работает в моменте, но на долгосрочную перспективу обеспечивает вам недоверчивое животное, которое вскоре начнет пугаться любого вашего взгляда в сторону ящика со шприцами.

-3

Как надо? Надо подходить к собаке, так сказать, с открытым забралом и ясными намерениями. И хоть она не понимает речь, словам говорить ей, что сейчас вам обоим предстоит. А после настаивать на запланированном. «Пойдем, мистер Пудель, в уши закапывать», — говорите вы ему, вооружаетесь инструментарием для закапывания и ловите мистера в труднодоступных местах. Первое время так будет сложнее, пудель же ваш не дурак подставляться. Зато вы не сделаете из него невротика, который от непредсказуемости атмосферы станет тревожится по поводу собственных ушей даже в те моменты, когда закапывание им не грозит. Я всегда об этом говорю и повторю еще раз: самое важное для собак — это предсказуемая среда. Неприятное и предсказуемое понятнее собакам, чем неприятное и непредсказуемое. Зло причинить все равно придется, но лучше меньшее из двух.

После вашей фразы про уши пес будет понимать, что его ждет в ближайшую пятиминутку. А если вы не практикуете «объявление войны», то даже в дни без процедур зверь станет ждать подвоха каждую минуту. У него же нет возможности предсказать момент, когда его начнут отлавливать, чтобы совершить насилие. В такой обстановке даже спать ложиться тревожно, не говоря уже о том, чтобы к матери подходить за порцией ласки. Поэтому важный нюанс. Конечно, во время процедур мы на собаку «нападаем», причиняем неприятное и отпускаем только тогда, когда она не сопротивляется.

Но потом нужно обязательно, во-первых, помириться, чтоб собака поняла: начало экзекуции было отмечено словом «Капать в уши», а сейчас оно закончилось и до следующего «Капать в уши» ничего страшного не произойдет. Во-вторых, снять стресс, который вы вот этими вот руками с каплями только что нанесли. Например, поскакать с собакой лосем по квартире, играя в «схвачу пуделя за жопьку», покидать кусочки еды, поискать их в нюхательном коврике, просто нервно зажевать бычью кочерыжку — кому там чего помогает.

Единственные процедуры, где допустим обман собаки — это вскармливание оной таблеточками. Обман здесь допустим исключительно потому, что таблетки можно сделать самым приятным видом лечения. Тем более концепцию таблеток собаки не понимают. Большинство из них вообще любит принимать внутрь все, что не слишком мерзко пахнет. Важнейший вид обмана в случае с таблетками — это желатиновые капсулы. Мешок подобных капсул можно купить пустыми и запихивать в них все лекарства, вкус которых не рассчитан на вкусовые рецепторы собак.

Сверху капсулу стоит дополнительно обмазать паштетом, облачить в сосиску или обмакнуть в сметану. В зависимости от того, что можно вашему псу на нынешнем этапе лечения. А моя собака Туча, например, любила проглатывать желатиновые капсулы без всяких добавок. Она откуда-то знала, что желатин делают из соединительной ткани животных. А все, что из животных, по ее мнению, вкусно. Таким образом ей легко было давать тот коктейль из таблеток, что доктор прописал. Она этот коктейль жрала почти всю жизнь утром и вечером, и даже не в курсе, что лечилась.

-4

Еще один вид таблеточного обмана — это ажиотаж. Если вокруг приема таблетки создать нездоровый пищевой ажиотаж, таблетки принимаются лучше. Например, набрали вы горсть корма и выдаете собаке за что-нибудь веселое или просто так. Если она рада этому перформансу, то, вполне возможно, не заметит между гранулами корма ту самую таблетку, которую надо в собаку всунуть. Особенно, если она в желатиновой капсуле или внутри сосиски. Ажиотаж может быть и другого рода. Мало кто знает, но, если выдавать таблетки со стола за ужином, псы радуются им больше. Потому что это вы как бы делитесь с любимой собакой собственной едой. В общем, среди пары огуречных попок со стола могут затаиться нужные таблетки, которые зверь проглотит, приняв за дар с барского плеча.

Все это прокатывает лучше, чем таблетка, просто кинутая в миску с кормом. По крайней мере на моих собаках, все из которых сейчас принимают лекарства и все из которых умеют виртуозно оставлять в миске даже крохотный медикамент, съев вокруг него все гранулы сухого корма и даже консервы. А вот ажиотаж нас не подводит никогда. Таблетками, конечно, сложно подорвать собачье доверие так же виртуозно, как какими-нибудь уколами или каплями, но не стоит недооценивать псов в умении разбираться, где тут у нас настоящая огуречная попка, а где оболочка для таблетки.

Есть один важный навык, который помогает проводить лечебные процедуры с собаками не только в домашних условиях, но и на приеме у ветеринара. Это навык укладывать собаку на бочок. Я о нем тоже снимала видео, поэтому не буду здесь описывать подробно. Просто скажу, что, если часто практиковать с собакой такое укладывание вне зависимости от необходимости процедур, можно научить ее лежать и не жужжать в любых даже самых странных условиях. Например, под аппаратом УЗИ или на рентгене. Не говоря уже о стрижке когтей и помазаньи аллергичных конечностей.

Фото Наталия Осипова, Катерина Соловьева, iza_kudria, alyona.kuchaeva, обработали Ренат Муртаев и Катерина Соловьева