Отрывок из магистерской диссертации Никласа Мюллера, которую упоминает Франц в одной из своих книг: «Использование резонанса как терапевтического метода. Оценка точности резонанса и влияния теории психотравмы, ориентированной на идентичность (IoPT) в онлайн-среде».
Фрагмент о резонансе матери и ребенка:
«В начале своей жизни маленький ребенок не способен поддерживать себя и зависит от привязанности к человеку, который заботится о его потребностях, то есть о пропитании, безопасности и эмоциональной связи (Bowlby, 1969). С помощью зеркальных нейронов ребенок может имитировать движения и мимику, отвечать взаимностью на любовную преданность и инициировать другие формы невербального контакта с фигурами привязанности (Bauer, 2014). Благодаря этой резонансной форме общения с объектами привязанности, особенно с матерью, у ребенка развивается ощущение того, что есть «я». Ощущая, что его действия оказывают влияние на других и получая резонансную реакцию, малыш постепенно вырабатывает различие между тем, что такое «я» и что такое «ты». Это происходит в течение первых трех лет (Бауэр, 2019). Философ Иоахим Бубер метко описывает этот процесс: «Через Ты человек становится Я» (Бубер, н.д.).
Качество резонансов, которые получает ребенок, предсказывает, как он будет воспринимать себя и окружающую среду (Бауэр, 2019). Если резонансы сообщают ребенку, что его никто не хочет и не любит, у ребенка разовьется система убеждений, что он бесполезен и не заслуживает любви. Эти системы убеждений глубоко укоренились в самооценке (Липтон, 2016). На протяжении всей своей жизни ребенок будет воспринимать и интерпретировать ситуации через фильтр своей травматической биографии (Липтон, 2016; Рупперт, 20). Он будет заниматься внутренними уничижительными и обесценивающими разговорами с самим собой. Негативные атрибуции, проецируемые через резонанс, принимаются ребенком как реальность и усваиваются. Они стали частью его идентификации и самооценка (Троник, 2009)».