Цитата (с.268–269, 274–275)*: «Кошка пожирает мышь. Появляется собака. Что делать? Продолжать еду, вступить в драку с собакой или, памятуя о том, что осторожность – наивысшая из добродетелей, обратиться в бегство и избежать тем самым неприятностей? Есть, бежать или драться – это пример трёх различных и взаимоисключающих типов поведения, на которые может решиться животное.
Как показывает приведенный пример, животное нередко оказывается в таких положениях, когда возможны разные типы поведения, следовательно, его нервная система должна быть устроена таким образом, чтобы противоречия между потребностями разных типов поведения быстро устранялись и животное могло сосредоточиться на поведении одного типа. По мнению Мак-Каллока, основная часть мозга, ответственная за подобные решения, – это ретикулярная формация (РФ) ствола.
⠀
<…> утверждение «РФ управляет выбором типа поведения» не следует понимать в том смысле, что РФ может нейтрализовать любое воздействие коры головного мозга. Напротив, кора может играть здесь важнейшую роль, устанавливая относительную важность различных комбинаций входных стимулов в выбранном РФ типе поведения.
⠀
Например, один из важных параметров изменения типа поведения – это состояние готовности. Обычно животное постепенно переходит от глубокого сна к чуткому, затем просыпается и, наконец, оказывается в состоянии полной готовности. Неожиданный звук может сразу привести животное в состояние готовности, и, пo-видимому, можно считать вполне установленным, что это происходит в результате передачи возбуждения по нервным путям, распространяющимся диффузно в кору головного мозга из области РФ, получившей в связи с этим название активирующей ретикулярной системы. Однако при многократном повторении одного и того же звука РФ может перестать активизировать животное, и в этом случае мы говорим, что животное привыкло к данному стимулу. Такое привыкание может быть достаточно сложным. Спящая женщина может совершенно не реагировать на раскаты грома, но просыпается, как только заплачет её ребенок; матрос может мирно спать под грохот судового двигателя и мгновенно просыпаться, если эти привычные звуки вдруг изменятся. Состояние готовности может быть вызвано и отсутствием привычного стимула. Так, Прибрам рассказывает, что жители Нью-Йорка, привыкшие к грохоту поезда надземной железной дороги, проходившего в 3 часа ночи, в течение долгого времени после того, как эту дорогу снесли, просыпались ровно в 3 часа ночи, пока не привыкли к необычной тишине!»
⠀
* 📚 Арбиб, Майкл. Метафорический мозг; пер. с англ. Э. Л. Наппельбаума; под ред. и с предисл. Д. А. Поспелова. – 2-е изд., стер. – Москва: УРСС: Едиториал УРСС, 2004. – 295 с.
Присоединяйтесь к сообществу «Дизайн мышления»
⠀