Да, как бы это абсурдно не звучало, но примерно так можно обозначить эту новость. Учёные провели исследование древних пород и обозначили один из важных факторов, который дважды привёл к всплеску многоклеточных форм в живой природе.
Так вот, древняя жизнь, действительно древняя - протерозойская - была скорее похожа на подвижные блинчики из нескольких слоёв малодифференцированных клеток. Какие-то зачатки зрительной, пищеварительной, нервной и опорно-двигательной системы у них таки были, но всё это было крайне примитивным. Зрительные клетки различали разве что свет и тьму, нюховые и вкусовые помогали искать добычу, пищеварительная система имела всего одно отверстие для входа-выхода пищи и отходов, передвигались они сокращениями всего тела, как черви.
Самая известная попытка таких блинчиков покорить мир - это эдиакарская биота, которая жила в самом конце протерозойской эры. Итог этого похода был неутешительным: эдиакарская биота была задавлена предками современных организмов в кембрии.
Но вот были ещё более древние организмы, которые заслужили право называться древнейшими многоклеточными - франсвильская биота.
Франсвильцы жили в самом конце Гуронского оледенения, 2,1 млрд лет назад. Обнаружили их на территории Франсвильского бассейна в Габоне. Дошли они до нас в виде таких вот раздавленных лепёх самой разной формы и следовых дорожек, что говорит о каком-никаком передвижении организмов. Роющие, сидячие, плавающие формы - кого там только не было.
В общем, у нас есть самые разные виды окаменелостей, один вопрос - кто это может быть? В 2014 году Абдерразак Эль Олбани предположил, что перед нами - древние слизевики, колониальные формы одноклеточных, которые могут напоминать по уровню организации многоклеточных. Но вот более любопытным стало исследование 2023 года от того же проф. Олбани.
Новые окаменелости принадлежали самым странным дисковидным организмам, среди которых были и формы с тройной симметрией (неужели перед нами древнейшие трёхдольные?). Эти организмы имели внутренние полости, которые, вероятно, были заполнены газом и позволяли им держаться в толще воды. Самым любопытным оказался химический состав: в окаменелостях находилось большое количество цинка, который является одним из важнейших компонентов в биохимии эукариот.
То есть да, перед нами - одни из древнейших известных эукариот (проблемные организмы, вроде грипании (Grypania Walter, Oehler & Oehler, 1976) и дискагмы (Diskagma buttonii Retallack 2013) появляются примерно в то же время). Правда, вряд ли они являются дальними предками животных, скорее, мы имеем дело с ооочень примитивной ветвью эукариот, которая полностью вымерла миллиард лет назад с лишним, не оставив после себя прямых потомков. Их метаболизм, химический состав и строение клеток могли существенно отличаться от того, с чем имеют современные макро- и микробиологи. Хотя... Что мешает какому-то одноклеточному состоять в ними отдалённом родстве?
Ну да ладно, с принадлежностью мы определились. Возникает такой вопрос: а чего бум многоклеточности случался раза два-три и прерывался пробелами в десятки или даже сотни миллионов лет? Конечно, тут играли свою роль и глобальные оледенения, из-за которых вся планета замерзала несколько раз почти что полностью, и различные катаклизмы, что гасили локальные очаги многоклеточности, но всё же они были не столь важными.
Всё порешала химия. Бум многоклеточности в эдиакаре был связан также с ростом концентрации кислорода и фосфора в воде, и аналогичное событие было выявлено при анализе горных пород возрастом 2,1 млрд лет. А это, как мы сказали ранее, возраст Франсвильской биоты.
“Мы считаем, что подводные вулканы, образовавшиеся в результате столкновения и слияния кратонов Конго и Сао-Франциско в один основной массив, еще больше ограничили и даже отрезали этот участок воды от мирового океана, создав богатое питательными веществами мелководное внутреннее море”, - сказал доктор Чи Фру. - “Это создало локальную среду, в которой фотосинтез цианобактерий был интенсивным в течение длительного периода времени, что привело к насыщению кислородом местной морской воды и образованию большого количества пищевых ресурсов. Это дало бы достаточно энергии, чтобы способствовать увеличению размеров тела и более сложному поведению, наблюдаемому у примитивных животноподобных форм жизни, таких как те, что были найдены в окаменелостях этого периода”.
Тем не менее, это местонахождение было в целом локальным, поскольку за пределами Франсвиля были достаточно жёсткие условия, мешавшие развитию какой-либо сложной жизни. И подобный всплеск мы увидим только около 1,6-1,5 млрд лет, в ходе "Скучного миллиарда", который, по иронии, очень интересен палеонтологам и геологам.
Источники
Читайте также