Клиент. Мужчина (32года) с эрозивной рефлюксной болезнью (ЭРБ)
Женат (жена старше на 8 лет), совместных детей нет (у жены девочка от первого брака), высокооплачиваемый менеджер, по первому образованию архитектор, красивый, но с излишней массой, очень аккуратный и пунктуальный.
Запрос в терапию: Помимо соматических жалоб стандартных для ЭРБ, плюсом жалобы на неуверенность в себе, недовольство собой, неудовлетворенность своим состоянием, тревожное чувство утраты жизнестойкости и снижение общего жизненного тонуса. Также чувство жалости к себе, трудности при необходимости концентрации внимания, снижение интереса к жизни и социальной активности, пониженная самооценка, чувство безнадёжности.
Психологический портрет: Проведена оценка психоэмоционального статуса. Выражен средний уровень ситуативной тревожности (60 %), пассивность, замкнутость, затруднение контакта .
Динамика состояния будет оцениваться в процессе терапии.
Терапия
Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь является наиболее распространённым заболеванием пищевода, в основе развития которой лежит нарушение двигательной функции верхних отделов пищеварительной системы, что позволяет это заболевание вполне отнести к категории психосоматических, особенно на ранних этапах развития, когда не проявились органические осложнения, затрагивающие структуру тканей.
Известно, что ГЭРБ бывает двух типов: неэрозивная форма (НЭРБ) и эрозивная (ЭРБ)
У клиента эрозивная форма.
У больных с ГЭРБ встречается психогенная тошнота, рвота и изжога. У эмоционально нестабильных лиц эти физиологические реакции возникают часто и по незначительному поводу . Тошнота и изжога могут исчезать под воздействием положительных эмоций, при отвлечении внимания больного или спонтанном повышении настроения во второй половине дня, но могут принимать и постоянный характер на высоте длительной аффективной напряжённости или при определённой глубине депрессии.
У клиента, боли, изжога, отрыжки возникают по поводу неправильного питания, физ. нагрузок и эмоционального напряжения.
Вообще, при ГЭРБ характерным является возникновение изжоги после приема пищи, употребления газированных напитков, шоколада, при физической нагрузке, при наклоне туловища, а также в горизонтальном положении, особенно после приема пищи большого объема.
Клиент имеет соматическое заболевание с средним поражением психовегетативной сферы, однако состояние отягощено психосоматическими симптомами.
Психосоматика ГЭРБ тесно связана с тревожностью, а последствиями патологии могут быть депрессия и изменения в работе вегетативной системы.
В терапии были выявлены определенные отклонения в психологической структуре личности, которые могут усиливать субъективное восприятие симптоматики
Лечение клиента предполагает сочетание модификации образа жизни и фармакотерапии + психотерапия.
Безусловно, лечение ГЭРБ тесно связано с восстановлением психоэмоционального здоровья, освоением практик для борьбы со стрессом, пересмотром жизненных установок и привычек, разрушающих физическое здоровье.
Но это не все. Опишу важные моменты нашей работы с клиентом методами психотерапии.
Задачи психотерапии:
- Выделить мишени психокоррекции с целью повышения эффективности комплексной терапии.
Мишень 1. Исследование идентичности показало, что клиент находятся в состоянии диффузной идентичности и испытывает противоречия в восприятии самого себя.
Диффузная идентичность – это статус идентичности, при котором не имеется прочных целей, ценностей и убеждений и попыток их активно сформировать. Человек с диффузной (размытой) идентичностью может перейти к «зрелой идентичности», но он может также навсегда остаться на уровне преждевременной идентичности, отказавшись от активного выбора и самоопределения.
Мишень 2. Также выявлено отсутствие контакта со своей внутренней агрессией, что проявляется соматической симптоматикой и невозможностью выстраивать конструктивный диалог. Клиент в общении в семье и на работе, уже долгое время (больше года) срывается на крики и даже угрозы.
Мишень 3. Склонность к линейному мышлению.
Человеческий разум склонен видеть привычные зависимости. Это и есть проявление линейного мышления. Чтобы конкурировать успешно в бизнесе, надо суметь выделиться на фоне других, и здесь привычного линейного мышления недостаточно. Когда разумом мы видим привычные зависимости, мы ходим по кругу.
Расшифрую с позиции психологии все три мишени и их значение в жизни по ходу задач терапии.
Простыми словами, диффузная идентичность — это отсутствие стабильности во взгляде на себя. Человек может сомневаться, например, в своей сексуальной ориентации, профессиональном выборе. Эрик Эриксон отмечал, что такой человек может путаться в том, чего он на самом деле хочет, какие у него цели, нужны ли ему отношения.
Кому хочется подробнее вникнуть в тему, рекомендую ознакомиться с концепцией идентичности психолога Джеймс Марсия.
А если кратко, то основная причина остановки на стадии диффузной идентичности — это отсутствие у человека усилий по формированию своей идентичности. Кризис принятия решений не пройден.
Иногда такие люди могут чувствовать себя изолированными и одинокими, с подозрением относятся к другим и считают, что близкие их не понимают. Фантазия в этом случае может стать основным защитным механизмом для их выживания. Чаще всего у людей, чья идентичность еще не сформирована, нет четких взглядов относительно политических, религиозных и других мировоззренческих взглядов.
Люди с диффузной идентичностью в любом возрасте, как будто бы «замирают» на определенном жизненном этапе, боясь принять какие-либо четкие решения как в работе, так и в отношениях. Такие люди чаще всего принимают решение не делать выбора, стараясь таким образом получить островок стабильности в хаосе. Стратегия оказывается не самой рабочей и результаты жизненных усилий весьма удручающими.
Проживание кризиса идентичности связано с состоянием фрустрации, что, в свою очередь, может приводить к повышению уровня агрессии . Отсутствие ясного чувства идентичности как личностного тождества и непрерывности личности, характеризующее статус диффузной идентичности, может быть причиной негативных эмоциональных переживаний, в том числе ненаправленной злобы.
Учитывая биологическую составляющую клинической симптоматики ГЭРБ в виде агрессивного воздействия желудочного содержимого на слизистую пищевода и опираясь на биопсихосоциальную модель личности и болезни G.L. Engel, рассматривающую биологическую, психологическую и социальную составляющие в понимании этиопатогенеза заболеваний, можно обосновать специфику проявлений агрессии в связи со статусом идентичности .
Причины "дефектов" в структуре личности клиента и этапы работы над их исправлением.
Мишень1.
Отравляемся в детство (ищем причины).
Мальчиком почти с самого рождения клиент жил в семье без мужчин. Мама, бабушка, тетя и он. Его не обижали, а он рос послушным мальчиком. В жизни семьи все было распланировано на годы вперед, включая его участие в конкурсах до окончания ВУЗа. Завтрак, обед, ужин по расписанию, уличные игры с ровесниками, - никогда. Накрахмаленное белье, книги на полках, свет выключается в 22.00. И все в этом духе. Мальчик всегда был полноватым и очень воспитанным. Не плакал, не баловался, целовал всех трех женщин на ночь и обнимал утром. Девочками не особо интересовался, да и мальчиками тоже.
Однако, природа взяла свое и в 24 года юноша полюбил "женщину с ребенком", что вызвало отчаянный протест у всех взрастивших его женщин. С тех пор и до сегодняшнего дня отношения между старой и новой семьей клиента сложные.
А так, - почти ничего не изменилось. Только вместо трех мам, у него теперь одна (жена, которая взялась за него с тем же рвением к порядку). И на хорошую работу пристроила и галстуки подбирает.
Из рук в руки перешел, без всякой передышки и протестов. Хотя, конечно протест есть, но он почти не осознается клиентом. Как ему не быть благодарным за все то, что они сделали для него?!
А они не для него сделали, а пытались сделать Его. И не оставили ему шанса правильно поучаствовать в этом процессе и самостоятельно разобраться КТО ОН и КУДА ЕМУ.
Вот и задача 1 для нас: работаем с идентичностью
«А кто же я на самом деле?». Приближаясь к этому вопросу мы должны будем ответить на вопрос «а какой я?» и «зачем я?».
Всё это вопросы, из которых складывается сложное понятие «идентичность» — то, кем мы есть.
На чем строится наша идентичность
Наша идентичность — это плотная связь четырех аспектов:
Знания о себе. Всё мое прошлое, мои характеристики, качества. Я могу, я знаю, я русский/ или, мои родители и т.д.
Убеждения о себе, концепции. Я человек такой то.......
Самооценка. Я хорош/плох в.............
Социальные роли. Я сын/ муж и .................................
Эти четыре аспекта должны быть достаточно развиты: знаний о себе мне достаточно, чтобы понимать происходящее, а понятных мне убеждений о себе, — чтобы объяснять происходящее со мной.
Согласованы друг с другом.
Как сформировать гибкую и здоровую идентичность
Решение вопросов идентичности — процесс на всю жизнь, мы взрослеем и меняемся. Гибкость движения, изменчивую устойчивость нам дает:
Самоанализ и самоисследование: мы внимательно рассматриваем все части конструктора, которые есть у нас сейчас: что это такое и откуда. Здесь мы хорошенько пересматриваем шкаф со знаниями о себе и свод правил-убеждений о себе — всё, что там завалялось.
Развитие самопонимания и причинно-следственных связей: мы изучаем свойства этих частей конструктора, их функции, стараемся понять, зачем они здесь, как они влияют друг на друга и на окружающее. Если на первом этапе мы откопали в нашем шкафу, например, тревогу, поняли, откуда она там появилась, то дальше внимательно смотрим на то, как эта тревога влияет на нас, нашу жизнь, наших близких — и зачем она по-прежнему остается в этом шкафу. В этом хорошим спутником для нас становится психотерапевт.
Целеполагание: мы формируем представление о том, каким бы мы хотели видеть собранный конструктор, как он должен выглядеть, что делать, а чего не делать. Такое видение конкретных целей естественным образом проявится после хорошей инвентаризации и анализа на предыдущих этапах.
Конкретные решения и действия: имея цели, мы уже видим, какие детали лишние, а каких не хватает. И здесь мы планируем, как избавится от ненужного и где приобрести недостающее.
Внимательность: умение замечать изменения, появление новых деталей и их влияние.
Доброта к себе: умение за самооценкой видеть и чувствовать самоценность, говорить с собой, как со своим добрым другом.
И это именно то, чему мы учимся в психотерапии.
Психотерапевтическая работа всегда отталкивается от вопросов самопонимания и самопринятия, собственной истории (её прошлого, настоящего и будущего). Через конструирование целостности, идентичности психотерапия работает над умением писать большую и живую историю своей жизни, а не набор разрозненных рассказов с неожиданным финалом. И жить эту жизнь.
Любое ясное обозначение себя - это выбор. То есть я недвусмысленно сообщаю себе, Другому или миру - "я сейчас вот такой". Я беру на себя ответственность за себя и свои проявления.
А вот что бы принять последствия, нужно иметь высокий уровень само поддержки и доверия к себе.
Работаем дальше.
Мишень 2. У клиента статус диффузной идентичности связан
с скрытой агрессией. Также дня него характерно наличие разрушительной активности в отношении себя (аутодеструктивные тенденции, - заедание, запивание, отсутствие саморефлексии, отказ от конструктивных жизненных вариантов и отношений).
В поведении клиента в последний год присутствуют аффективные вспышки. Сочетание деструктивной агрессии с дефицитарной тревогой обеспечивают низкую способность клиента предвидеть последствия своей вербальной агрессии ( после молчания десетилениями мужчину прорвало, - по каждому незначительному поводу уже более года, он разражается криком и прекращает общение) и, соответственно, неспособность корректировать свое агрессивное поведение. При этом наличие в структуре идентичности деструктивного может расцениваться как отсутствие эмпатии, ведущей к эмоциональной самоизоляции.
О склонности клиента к выражению негативных чувств, при помощи криков и угроз.
Вербальное выражение агрессии сопряжено с вовлечением артикуляционного аппарата, который топически связан с пищеводом. В соответствии с теорией
и практикой телесно-ориентированной терапии В. Райха как пищевод, так и гортань входят в третий мышечный блок, в котором сдерживаются крики, вопли, выражение гнева, рвота. В таком случае изжога, ведущий клинический симптом ГЭРБ,
может рассматриваться как соматический способ выражения онтогенетически сформированного подавления испытываемой клиентом агрессии.
Задача 2: работаем с агрессией.
Отравляемся в детство (ищем причины).
В детстве (дошкольныйй возраст), мой клиент был очень ограничен в возможности " сквернословить". Это не о матах, а о любых словах, исключенных в благовоспитанной среде.
Воспоминание:
"Говно", - это слово никогда не могло бы прозвучать из уст окружающих мальчика женщин. И он знал, что говорить его нельзя!!!! Как впрочем и "жопа", "сволочь", "нассал" и все в этом роде. А на улице он слышал, что люди свободно говорят этими словами и даже матами и хохочут. И вот в один прекрасный день, мальчик в ответ на одну из длинных нравоучительных речей бабушки во все горло закричал: "гоооооооооооооооомнооооооооо!" и сам остолбенел…… и бабушка тоже.
А потом он был проработан по всем статьям всем женским воспитательным коллективом и наказан презрением на долгий месяц. В этот месяц его не поощряли и ласково с ним не разговаривали. Это подействовало.
И в школе, и в институте, и на работе клиента мало кто воспринимал всерьез (вплоть до его руководящих распоряжений) за отсутствие напора, снабженного "ярким словом".
До последнего времени мужчина не позволял себе повышать голос и сквернословить ни в каком виде. А, сейчас понесло!)).
Прорвало по поводу того, что супруга "лишила его слова голоса", т.е. возможности озвучивать свою точку зрения, т.к. с ее слов " он всегда порет чушь".
Так действуют запреты. Все подавленное обязательно рано или поздно прорвется.
И клиент орет, ругается, обзывается, - а потом себя за это ненавидит и казнит. А это повод для аутоагрессии.
Цель терапии и корректировки поведения в этом случае будут основываться на исцелении травмы "запрета на честную/искреннюю реакцию" и наработке навыков саморефлексии и умения поддерживать/строить здоровые коммуникаций.
Когда у клиента получится понять себя лучше и выразить свои мысли и чувства без надрыва, он сможет быть услышанным и понятым. Уйдет хроническое напряжение в области гортани и пищевода, симптоматика должна будет облегчиться. Плюсом куча бонусов в межличностных отношениях и реализации личных планов.
Мишень 3. Линейное мышление и его ограничения для клиента.
Ограниченное мышление — это сложившиеся шаблоны реакции человека, то, как ты привык откликаться на какие-либо внешние факторы. Другими словами, это ложные выводы, которые ты делаешь, рассматривая ситуацию. Ограниченное мышление часто мешает жить и тебе, и тем, кто тебя окружает: ты становишься невыносимым, мучаешься от тревожности, нервозности, видишь один только негатив и боишься перемен. Ты отказываешься от альтернативных суждений, не понимая, что твоё мышление заштамповано.
Причины отказаться от ограниченного мышления.
- Оно заставляет бояться даже незначительных перемен, заставляет требовать от окружающих определенного поведения, лишает любознательности, мешает признавать свою неправоту, заставляет бояться мнения окружающих, заставляет игнорировать позитивные стороны событий.
Напротив, - нелинейное мышление — это способность мыслить нестандартно и находить неочевидные связи между идеями и концепциями. При таком подходе к решению задач не используются обычные методы логического вывода, а ум опирается на интуицию и ассоциативное мышление. Данное мышление позволяет не только решить задачи, которые не поддаются традиционному анализу, но и создавать новые продукты и идеи.
Задача 3: работаем с корректировкой образа мышления.
С детством все ясно: никакое свободомыслие не допускалось. Не в грубой форме запрещалось, а уговаривалось, что это к проблемам и бедам, что это к страданиям семьи и к беспорядку. Как не поверить любящим тебя женщинам?!
А по темпераменту мальчик был прирожденным лидером любознательным и активным. Но все это было приглушено и вытеснено на протяжение многих лет. " Бери это, неси сюда, получишь это", - вот так и проходила жизнь.
А так как природа всегда пытается и хочет вернуть свое, - внутренний и внешний кризис обеспечен. И это здорово! К 33 - летию, мужчина вполне может воспрять и вернуть себе себя.
Уже вспомнились мечты детства и желание быть художником, а не банковским сотрудником. Развиваем тему способностей и предназначения. Развеиваем страхи о нестабильности и неопределенности.
Уже проклюнулась мысль об отцовстве и смене сферы деятельности.
Клиентом признаются свои лидерские амбиции и желание занять достойное место в семье и в коллективе. И в этом нет ничего невозможного.
Учимся думать свободно и креативно. Постигаем навыки латерального мышления.
Латеральное мышление — это выход за пределы устоявшихся шаблонов, умение осознавать и управлять своими фильтрами восприятия и использовать весь спектр возможностей, которые предлагает ситуация.
Результат 3/х месячной работы
Помимо тех постоянных и промежуточных результатов, которые я перечислила выше,
- неуверенность и недовольство собой сошло,
- неудовлетворенность своим состоянием перестало носить фатальный характер. Теперь это больше стимул к изменениям
- тревожное чувство утраты жизнестойкости и снижение общего жизненного тонуса отсутствует,
- чувство жалости к себе не фонит,
- трудности при концентрации внимания, снижение интереса к жизни и социальной активности ушли.
Состояние здоровья улучшилось. Болезненная симптоматика ЭРБ долгое время (месяц) не дает о себе знать. Инструкции врачей соблюдаются. Лечение продолжается.
Психотерапия продолжается. Задач еще много.
Да, это не дело одного дня и даже года. Но это и есть продвижение по уровням.
А зачем? Для того, что на каждом новом уровне результата становишься более уверенным, более «осознанным», приобретаешь все более и более чистое видение мира и себя, что уменьшает в разы уровень иллюзорности, а с этим и уровень страданий.
МОЖНО ЛИ НА ТЕРАПИИ ПОЛНОСТЬЮ ИСЦЕЛИТЬСЯ ОТ ДЕТСКИХ ТРАВМ И ДОРАЗВИТЬСЯ?
Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно понять, в каком состоянии находится взрослый человек, у которого в детстве не была удовлетворена какая-то ключевая для развития потребность (например, потребность в том, чтобы его потенциал был замечен и правильно сопровожден)
Можно во многих случаях, но сначала человеку который будучи взрослым ощущает себя маленьким, немощным и нуждающимся, а окружающих людей воспринимает большими, могущественными, обладающими ресурсом, который ему так необходим, дать почувствовать то, что он может о себе позаботиться сам.
У взрослого человека уже есть то, что он может обменять - ресурс, но по старой памяти он продолжает считать себя ничтожным, никчемным и беспомощным. Он либо злится на мир и людей за то, что те не слышат его потребностей и не удовлетворяют их, либо живет в состоянии обреченного пессимизма.
Инфантилизм, отсутствие навыков самоподдержки,- корень порушенных или несозданных отношений, конфликтов, ссор, обид, зависимостей, слабости, потерянности, уныния, депрессий, психосоматики, ранних уходов из жизни.
Когда навык самопринятия и саммоподдержки будет освоен, (если я ошибусь в своем выборе и отклик мира, собственной совести, значимых для меня людей будут неприятными мне, я себя не брошу, я смогу остаться для себя достаточно хорошим, что бы себя уважать и иметь право на счастье), можно идти дальше, что бы рискнуть узнавать себя здорового, настоящего, свободного, реализованного.
Экзистенциальное взросление стоит того, чтобы в него отправиться.
Ваш Я-образ. Идентичность и самооценка.
Приглашаю Вас на индивидуальную терапию по запросу психосоматических расстройств
С уважением, пожеланием здоровья и верой в Вас,
Виктория Вячеславовна Танайлова
Системный психолог, психосоматолог, эксперт по эффективным стратегиям выхода из кризиса и болезней через активацию ресурсного состояния сознания
тел. +79892451621, +380986325205 (viber, WatsApp, telegram)
skype tanaylova3