Ранее стали известны подробности выхода России из проекта по совместной разработке с Китаем широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера CR-929, который задумывался как более дешевый конкурент западным самолетам в этом классе от Boeing и Airbus.
Напомню, ранее разрабатываемый совместно с Китаем проект нового широкофюзеляжника проходил как CR-929, где первая буква обозначает Китай, а вторая — Россию. Однако известно, что на сегодняшний день данный проект получил новое официальное обозначение C-929.
О, том что Россия покинула проект по совместной с Китаем разработки широкофюзеляжника, российские издания сообщали еще в 2023 году. Также на прошедшем международном авиасалоне в Фарнборо на стенде китайской корпорации СOMAC был представлен макет этого лайнера, где Россия в его описании теперь вообще не упоминается.
На сегодняшний день уже известно, что китайская компания СOMAC заключила предварительное соглашение с немецкими и американскими компаниями на поставку узлов и комплектующих для реализации этого проекта. Помимо этого, СOMAC привлекла к разработке двигателя для С-929 британскую компанию Rolls-Royce.
Напомню, что согласно условиям ранних договоренностей, российская сторона занималась непосредственно проектом самолета, исходя из того, что у ОАК больше опыта, а его производство должно было налажено в Китае. Помимо этого, российская Объединенная авиастроительная корпорация должна была собирать центроплан фюзеляжа, а также разработать и поставлять для него двигатели большой тяги ПС-35.
Стоит также отметить, что на фоне многочисленных догадок и предположений, каких-то официальных сообщений причины сворачивания совместной программы самолета CR-929 вместимостью 280 пассажиров ни от одной из сторон не поступало.
Тем не менее, ранее бывший российский глава Минпромторга Денис Мантуров "вскользь" заявил журналистам, что Россия действительно вышла из этого проекта и китайская компания СOMAC остается единственным создателем этого широкофюзеляжника.
Возникает вопрос, что такого могло произойти в совместном проекте ОАК и китайской корпорации СOMAC и насколько велика потеря для российской авиаотрасли в целом?
Ряд экспертов утверждают, что в первую очередь это связано с разногласия между российскими и китайскими участниками программы, а в последствии санкционная политика запада окончательно расставила все точки в данном проекте, так как для его развития необходимы импортные исключительно комплектующие, под которые он и изначально проектировался.
Однако по мнению российского авиаэксперта Владимира Карнозова, осведомлённого по ряду проектов ОАК, в том числе и по CR-929, разногласия тут не при чем.
В интервью изданию «Комерсантъ» он заявил, что если на начальном этапе действительно были некие разногласия между российскими и китайскими конструкторами, которые хоть не оперативно, но все же решались, то в последнее время никаких спорных вопросов китайская сторона в данном проекте практически не поднимала, так как основные моменты были уже согласованы.
Прекращение сотрудничества России в этом проекте в больше степени связано с санкционной политикой Запада в области российской авиаотрасли. А поскольку этот проект очень важен ре тоько для России, но и для Пекина, ввиду большой численности населения, то решение ОАК о выходе из него, было естественным и исключительно из партнерских взаимоотношений.
То есть в Госкорпорации было принято единственное правильное решение— не мешать Китаю, что позволило и дальше активно развивать этот проект, используя при этом импортные узлы и детали, считает Карнозов.
Безусловно с одной стороны это обидно, но в целом нам это выгоднее другого решения, при котором этот проект бы просто прекратился. У ОАК же на сегодняшний день есть собственный проект Ил-96, который не утратил своей актуальности.
Тот полученный опыт и наработки, которые Объединенная авиастроительная корпорация приобрела на проекте CR929, теперь частично применяются в разработке современной двухдвигательной версии широкофюзеляжного лайнера на базе Ил-96-400М, считает российский авиаэксперт.
Стоит отметить, что на сегодняшний день Китай находится на начальном этапе развития гражданского авиастроения и испытывает некоторые технологические проблемы в данном проекте, включая отсутствия собственных двигателей.
Конечно сегодня и у нас есть ряд проблем по двигателям нового поколения. Ранее из-за санкционной политики запада в Ростехе было принято решение на 2 года сдвинуть вправо плановые сроки разработки ПД-35 - с 2028 на 2030 год.
Согласно сообщению пресс-службы Госкорпорации, такое решение было принято, чтобы перераспределить на наращивание выпуска двигателей ПД-8, ПД-14 и ПС-90А и форсировать запуск в серийное производство отечественных лайнеров, таких как SJ-100 New, МС-21 и Ту-214.
Однако то, что Россия пока еще в состоянии самостоятельно сделать конкурентоспособный широкофюзеляжный самолет, причем полностью из российских комплектующих, пожалуй, сегодня является более очевидным, чем в 2014 году, когда Москва и Пекин договорились об этом сотрудничестве по CR-929.