«Ни хаачууу в саадеееееек!». Если кому-то знакома такая ситуация, мои рекомендации, возможно, будут полезны. Много лет проработав в детском саду и уделяя большое внимание вопросам адаптации, понимаю, что каждый случай очень индивидуален, но есть и общие ошибки, есть общие правила и подсказки.
В этой статье ориентируюсь на возраст ребёнка 2,5 – 3 года. Хотя всегда нужно учитывать, что оптимальный ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ возраст для начала посещения детского сада – 4 года, когда кризис 3-х лет уже позади.
Человек адаптируется каждый раз, когда оказывается в новых для него условиях.
Например, когда мы приезжаем летом на море, то ни за что не позволяем ребёнку и себе пребывать на солнце сразу несколько часов. Все знают, какие последствия ждут нарушителей этого правила. Поэтому:
✅ Пребывание в детском саду в первые дни очень кратковременное, время увеличиваем постепенно (родителям об этом скажет любой воспитатель). Если родители готовились к новому этапу в своей жизни под названием «Мой ребёнок ходит в детский сад», то через две недели (иногда и раньше) ребёнок будет оставаться в саду на целый день. Если не готовились, то нужно рассчитывать, что на адаптацию может понадобиться времени гораздо больше, от месяца до полугода.
✅ Наше настроение очень зависит от того, как мы спали, как проснулись… Если ребёнок не выспался, то капризов не избежать. Хорошо заранее перестроить режим семьи, чтобы иметь возможность лечь спать пораньше. Некоторым взрослым после отпуска тоже бывает трудновато вставать на работу, особенно, если эта работа не вдохновляет… Усилием воли взрослый может себя заставить. У малыша этой «кнопки» нет, помним об этом. Ведущая деятельность дошкольника – игровая.
✅ Самая сильная боль и самый главный страх малыша – остаться без маминой поддержки в незнакомой обстановке. Труднее адаптироваться детям, которые привыкли к гиперопекающим родителям, делающим за ребёнка то, что он по возрасту может делать сам. Например, есть ложкой самостоятельно ребёнок точно должен уже уметь, несформированность этого навыка – частая проблема в период адаптации. Да, расстроенного и утомлённого ребёнка докормят с ложечки, уделят ему дополнительно внимание, но такая возможность не всегда бывает, к сожалению.
✅ Важное и основное правило – устойчивый положительный контакт с воспитателем. Если у родителей отношения с воспитателем сложились, то и у ребёнка всё получится. Настроение мамы всегда передаётся малышу. И в первые дни помогайте ребёнку наладить этот контакт. Идите не в садик, не к ребятам, не к игрушкам, а к Марии Ивановне, которая ждёт всех ребят и готовит для них интересные игры, книжки и игрушки. С которой надо познакомиться и узнать, какие правила есть в её группе. Нарисуйте простой рисунок в подарок Марии Ивановне (можно обвести ладошку малыша и раскрасить), просто поделитесь радостью о том, что ваш малыш сегодня сам умылся, сам проснулся, почти не плакал утром, отдайте ей на хранение любимую игрушку (эта тема требует отдельной беседы). Ребёнок должен знать, к кому обратиться за помощью, к кому подойти, если ему будет необходимо.
✅ Обратите внимание, как малыш реагирует на запреты, на слово «нельзя», есть ли дома правила, которые все соблюдают. Например, нельзя без спроса брать чужие вещи, нельзя решать споры кулаками, кушать надо за столом, говорить вежливые слова: «здравствуйте, пожалуйста, спасибо» и т.д. Если определённые правила по возрасту не усвоены, не привиты, то это является сигналом к индивидуальной работе с семьёй. Да, не только с ребёнком. Не все родители сразу становятся мамой и папой, этому нужно учиться. В процессе адаптации всегда принимает участие вся семья, равнодушных обычно не бывает. И помним, что в период адаптации требования к ребёнку мы снижаем, учитывая его состояние. Баланс ТРЕБОВАНИЯ - ЗАБОТА соблюдаем, используя индивидуальный подход.
✅ Попробуйте в сложных случаях… Отправляйтесь в детский сад утром вместе – и мама, и папа... Договоритесь, чтобы ребёнка утром в детский сад чаще отводил тот взрослый, с которым малыш меньше капризничает... Приводите ребёнка не с утра, а после обеда на прогулку, всегда согласовывайте свои планы с воспитателем. Есть множество разных вариантов, они очень индивидуальны. Консультируйтесь с воспитателем, педагогом-психологом вашего детского сада, обращайтесь за помощью.
Если все навыки по возрасту у ребёнка сформированы, он может общаться, умеет обращаться за помощью, то период адаптации не будет долгим, совсем скоро малышу станет интересно познавать новое, играть не одному, а в коллективе, рисовать, петь вместе с другими детьми.
Внимание. Это важно! Рекомендации не помогут тем, кто ищет «волшебную таблетку», кто видит причины своих проблем исключительно в других, кто не привык прилагать усилий и не готов что-то менять в себе и своём поведении.
Желаю всем родителям и воспитателям успехов, мудрости и терпения.
✅ Помните, что нет ничего невозможного, на невозможное просто требуется больше времени. Надеюсь, что осенью чаще буду слышать с улицы: «Мама! А завтра мы снова придём? Мне было так интересно!!!»
Развивайте эмоциональный интеллект с раннего возраста.
Посмотрите мультфильм вместе с малышом, проживая вместе с ним эмоции главного героя. "Песочник", 2006 г.