Найти в Дзене
ФотоПленка | SilentiumFilm

Как отсканировать пленку 4x5 и 9x12 с краями

Оглавление

В прошлой статье я писал почему не рекомендуется укладывать пленку прям на стекло сканера. Если кратко - резкость будет не высокая. Там же обсуждали как отсканировать узкую и широкую пленку вместе с перфорацией ради хипстерского шика, куда ж без него. Но если те плени можно было положить на рамку из магнитного винила, то с листовой пленкой 4x5 дюймов или 9x12 см, такой фокус не пройдет. Что же делать? Ответ прост.

Музейное стекло

От обычного оно отличается антибликовыми свойствами, высочайшей прозрачностью, отличными оптическими свойства, высокой степенью светопропускания. Это стекло и заменит магнитную рамку.

Опять же из прошлой статьи мы узнали про "высоту залегания максимальной резкости сканера". Я опытным путем определил что на моем планшетном фотосканере эта высота 2.5мм и сделал рамку из 5слоев полумиллиметрового магнитного винила.

Это знание пригодится и в случае с музейным стеклом. Мой кусок музейного стекла оказался толщиной в 1.5мм. Стало быть не хватает еще 1мм. Эта проблема решается очень просто. После изготовления рамки для 135 и 120 форматной пленки у меня остались обрезки магнитного винила. Из них я сделал 8 квадратиков. Сложил их по двое. У меня вышло 4 квадратика каждый высотой миллиметр. Разместил квадратики по углам сканера и на них положил музейное стекло.

-2
-3
-4

Сверху на музейное стекло положил негатив (эмульсией вверх конечно), и сверху на негатив антиньютоновское стекло (матовой поверхностью вверх конечно). Вот в общем-то и весь сказ.

Где взять это музейное стекло? Нет, не воруйте его в музее пожалуйста)

Это стекло - товар специфический. На маркетплейсах его не найти. В обычных стекольных мастерских - тоже. Но вот в багетных мастерских высокого уровня, оно водится. Ну потому что туда приходят частные коллекционеры оформить свои картины, акварели, графику, тушь, иконы и прочее (кроме всего прочего, музейное стекло защищает от УФ излучения, что важно для предметов искусства). Приходят богатые бабули даже со своими шедевральными вышивками (не шучу, сам видел) и не моргнув глазом отдают десятки тысяч за оформление своих произведений. Мне кусочек стекла размером 20х30см достался за 800 рублей.

Подводные камни и мыльные процедуры

По поводу подводных камней - это кольца ньютона, которые иногда лезут несмотря на антиньютоновское стекло прижимающее негатив. По моим наблюдениям случается это когда негатив не плотно прилегает к музейному стеклу (которое снизу). Не плотное прилегание бывает из-за кривизны пленки, но чаще всего из-за пыли и грязи на стеклах или пленке. Решить проблему легко. Музейное стекло моется фейри и губкой, я предпочитаю меламиновую, на мой взгляд она наиболее эффективно удаляет загрязнения. Антиньютоновское стекло лучше мыть безворсовой тряпочкой в том же растворе фейри. Потом дать стеклам обсохнуть, вытереть тряпкой для оптики из микрофибры, далее можно протереть спиртом или специальной жидкостью для чистки оптики. После этих процедур - кольца ньютона - редкость.

Чем еще может быть полезно музейное стекло в повседневной жизни пленочного фотографа?

Если уж вы читаете эту статью не просто для расширения кругозора, а с целью по-хипстерски отсканировать листовую пленку, то видимо вы счастливый обладатель форматной камеры, будь-то Фотокор, ФКД или что-то зарубежное. В этом случае музейное стекло может сгодится для получения контактных отпечатков с листовых негативов.

Фото не мое. Взял в качестве иллюстрации с сайта lomography.com
Фото не мое. Взял в качестве иллюстрации с сайта lomography.com

Еще один вариант - сканирование панорам снятых на всю туже узкую и широкую пленку. Ну к примеру, сняли вы панораму фотокамерой Горизонт или подобной и хотите отсканировать непременно с перфорацией, чтобы все поняли что это не на айфон)))) но рамка из магнитного винила не поможет, потому что из-за длины кадра пленка вероятнее всего будет провисать. Вот тут на выручку придет музейное стекло. Можно конечно отсканировать два кадра и сшить в один. Но тут уж личный выбор каждого.

Возможно иной читатель скептик скажет - да на кой вообще эти края до перфорации? И будет по-своему прав. Но пленка давно превратилась в субкультуру, которая имеет свои "фишки". Больше скажу, международное ломографическое общество давно учуяло этот тренд и начала фабричное производство Digitaliza 35mm scanning Mask.

Вот так выглядит эта штука. И стоит она примерно 50$. За эту цену можно купить и необходимый магнитный винил, и кусок музейного стекла и даже заказать антиньютоновское стекло универсального размера для сканирования любой пленки.
Вот так выглядит эта штука. И стоит она примерно 50$. За эту цену можно купить и необходимый магнитный винил, и кусок музейного стекла и даже заказать антиньютоновское стекло универсального размера для сканирования любой пленки.

Я тоже был обладателем такого сомнительного девайса и благополучно забросил ввиду его неудобности и некачественных итоговых сканов по причине плохой фиксации пленки и ее прогиба.

Ну и в качестве завершения, две фото для сравнения.

-8
-9