Как известно, будучи законченным гуманитарием, Дж.Р.Р. Толкиен ставил на одну доску магию и машины. Якобы и то, и другое противоречит Божьей Воле. И вообще, техника это чёрное колдунство, которым занимаются разные нехорошие гоблины. Правда, в его мире есть ещё и гномы, которые технике совсем не чужды… ну да чего взять с подземных карликов, возникших вопреки воле Эру? Они вообще изначально бездушные големы, созданные вала Ауле, которых только благая воля Творца оживила. В общем, от этих ваших механизмов только противные вонь и грохот.
Его можно понять, ведь он жил в эпоху стимпанка (угольная гарь), плавно перетекавшего в дизельпанк (бензиновая вонь) и атомпанк (ядрён-батон вот-вот упадёт на головы мирных обывателей). К тому же наглядно видел достижения технического гения человечества на Первой и Второй Мировых войнах. Можно сказать, прочувствовал на себе. То ли дело буколические пейзажи английской глубинки, докуда свинцовые мерзости технического прогресса ещё не добрались. В общем, если вы, к примеру, живёте на даче, среди яблонь с вишнями, покупая у местных селян свежее молоко, а затем возвращаетесь в город, в котором перманентно большая стройка идёт, то чувства Толкиена по поводу техники вам будут очень даже близки и понятны.
Между тем, магия в Средиземье, созданном воображением великого писателя, в самом деле имеет много общего с техникой. По своей сути любая тамошняя магия, что чёрная, что светлая, представляет собой умение управлять системами, встроенными в саму структуру мира. Погодой, животными с растениями и даже тектоникой. Последним, правда, обычно пользовался Мелькор, ибо это была его основная специализация. Но и светлые запросто могли какой-нибудь островок передвинуть через океан, используя вместо огромного пассажирского лайнера. Именно так в Валинор эльфов завезли.
В общем, если использовать аналоги из нашей реальности, магию можно сравнить с городской инфраструктурой, вроде водопровода. Светлые водопроводчики сидят где-то далеко, где их не видно и не слышно. Они дистанционно обеспечивают горожан чистой водой, не вмешиваясь в их повседневную жизнь. А вот тёмные водопроводчики постоянно роют землю, перекрывая улицы, да ещё и норовят в дома забраться, чтобы развести там грязь. При этом ведут себя грубо, ругаются на жильцов и вообще только ломают и портят — с точки зрения малолетних детишек, которые в технике вообще и водопроводе в частности ничего не понимают и понимать не хотят.
Впрочем, у негативного образа Мелькора, как главного реконструктора всей Арды, могли быть объективные корни. Представьте себе главного прораба, у которого своё вИдение будущего дома и который, никого не спрашивая и ни с кем не советуясь, постоянно всё переделывает, в том числе и то, что было построено не его руками. Как вы думаете, сильно его будут любить остальные участники стройки? А уж если этот главный прораб весьма творческая личность, можно даже сказать креативная, постоянно рождающая новые идеи и немедленно пытающаяся их воплотить вопреки всему и всем… Неудивительно, что в итоге его совместными усилиями изловили и со стройки выгнали.
У Саурона собственных идей было явно меньше, а может их и вовсе не было. Структуру мира в глобальных масштабах он менять не пытался. Но Саурон ударился в другую крайность. Если валар сознательно не хотели вмешиваться в дела населения Арды и в конечном итоге перешли в режим полной самоизоляции в Валиноре, то Саурон действовал иначе. Он посчитал, что без его мудрого руководства жильцам никак не обойтись. А ежели кто не согласен, то с ним разберутся орки. Орки не справятся — отправим младших майар (вроде чудовищной летучей мыши Турингветиль), балрогов, драконов… Наконец, девять народных дружинников из числа местного населения, у которых вместо красных повязок кольца.
Короче говоря, имел место быть конфликт двух принципиально несовместимых подходов коммунальных служб к работе с населением. Светлая сторона считала, что население может делать что хочет, где хочет и с чем хочет. Тёмная же, напротив, считала, что дай людям (а также эльфам и гномам) волю и они не только в трансформаторные шкафы залезут, но и всякие вентили на трубах крутить начнут, с соответствующими последствиями для жилфонда. Разумеется, Толкиен был полностью на стороне светлых, ибо коммунальные службы (как и любые технические сервисы) искренне ненавидел. Впрочем, кто из жильцов их любит?..