Вот скажите, о чём комедия «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён» 1964 года от режиссёра Элема Климова? Очевидно, она рассказывает нам о том, как юного пионера Костю Иночкина (Виктор Косых) выгнали из летнего лагеря за нарушения правил.
Строгий директор Дынин (Евгений Евстигнеев) совсем не намерен и дальше удерживать у себя малолетнего правонарушителя, но ведь и Костя не намерен отправляться домой. В итоге он решает тайно вернуться в лагерь и оставаться там до конца смены, в чём ему помогают его товарищи-пионеры.
На выходе у нас достаточно простая и добрая история о дружбе и взаимопомощи с посылом о том, что не стоит отворачиваться от своих товарищей, даже если те, по своей собственной безалаберности, оказались в беде.
Замечательный лёгкий комедийный фильм, в процессе просмотра которого словно сам возвращаешься в те беззаботные времена с поездками в летние лагеря. Но что если в этой простенькой истории есть более глубокий смысл? Скрытый подтекст, заложенный автором и оставшийся незамеченным большинством зрителей.
Начнём с того, что «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён» стал дебютной работой Элема Климова, а точнее его дипломным проектом, снятым по окончании ВГИКа. Он был автором идеи и сам написал сценарий. Да, на поверхности это просто добрая поучительная история, однако изначально Климов задумывал своё творение как достаточно прямую, даже провокационную, сатиру.
И это не просто мои какие-то догадки – он сам говорил об этом в интервью: «Мы решили снимать картину в жанре полуусловной сатиры, которая в первую очередь была направлена на взрослую аудиторию. Это должна была быть своего рода пародия на существующий в СССР строй с его идеологической цензурой, казёнщиной и прочим».
И тут вы наверняка зададите резонный вопрос: «Каким образом в истории о детском лагере может быть сатира на советскую власть?»
Как оказалось, сам лагерь был символом Советского Союза, а дети в нём – рабочий народ. И вот вроде бы всё в лагере делается для детей, но при этом стоит тебе нарушить хоть самое глупое правило, то тебя тут же лишат всех прав и выгонят без задней мысли.
Вспомните хотя бы цитату Дынина перед организацией парада: «Инструкция старая, но никем не отменённая». Звучит прямо как лозунг бюрократии, направленной не на создание комфортных условий для жизни граждан страны, а на соблюдение свода никому непонятных правил.
Также стоит отметить, что фильм вышел в самый расцвет известной «Кукурузной кампании» Хрущёва, которая чуть не привела страну к глубокому экономическому кризису.
Правда ещё во времена Хрущёва нельзя было открыто шутить над «кукурузными» реформами. А вот, «Добро пожаловать» делал именно это чуть ли не прямым текстом. Само собой, во ВГИК такую работу просто отказались принимать, отчего значительную часть таких вот «высмеиваний» пришлось вырезать в угоду цензуры. Хотя изначально вообще был риск того, что картину оставят пылиться на полке.
Никогда не поверите, кто именно пришёл на спасение фильма – сам Хрущёв. Он как раз вернулся с важных международных переговоров в приподнятом настроении и попросил у помощника найти для него какой-то весёлый фильм на вечерок.
Он включил генсеку «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён». Кино так сильно понравилось Никите Сергеевичу, что он лично позвонил в департамент «Госкино» и поблагодарил их за такую прекрасно проделанную работу.
Таким образом, можно точно сказать, что если бы не цензура, то перед нами мог быть совершенно иной фильм. Пусть Хрущёв его одобрил, но, как мне кажется, перед театральным прокатом из него вырезали значительную часть неугодных сцен, а что-то может вообще пришлось с нуля переснимать.
И даже так, в «Добро пожаловать» всё ещё сохранилась вот эта идея подшучивания над абсурдными ограничивающими правилами и верхушкой в лице самого Дынина, который в фильме занимает позицию своеобразного антагониста.
Он постоянно говорит о правилах, но элементарная человеческая мораль ему чужда. Он делает всё для благополучия пионеров, но готов легко выгнать одного из них за сущий пустяк. При этом всём особенно иронично смотрится плакат с надписью: «Дети хозяева лагеря», что как бы тоже отсылает к Союзу: власть-то у простого рабочего народа, номинально, но по факту чиновники придерживаются свода неактуальных давно устаревших правил.
Опять-таки, это не моё мнение, а непосредственно смысл, заложенный самим режиссёром, в чём он сам открыто признался. Вот так детская комедия, как оказалось, совсем не детская, а, в первую очередь, обращается ко взрослым с вполне чёткой сатирой.
Автор: Алексей Королёв