— Да матери просто не нравилось, что мы растем не такими унылыми, как она! — Рассказывает сейчас Д., мужчина тридцати с лишним лет, которому, по его словам, «мать испортила детство».
О детстве он помнит не так много. Разве что мать вечно мешала их веселью, а отец его поддерживал. Вот только веселье заключалось в том, что сейчас называют «токсичностью». Дети - Д. с братом — постоянно «в шутку» оскорбляли друг друга и дрались.
Мать просила этого не делать, отец — он ей говорил, что нечего мальчишек растить слюнтяями и наоборот, поддерживал.
Я не знаю, насколько все было в шутку в той семье. И что там еще было. Потому как подробностей, если их и помнит, Д. не рассказал.
Сказал только, что однажды мать прямо за обедом грохнула об пол кастрюлю и заявила - либо они прекращают так себя вести, либо она уйдет из дома.
Реакция детей и отца была одинаковой: а что мы такого сделали????
И в самом деле, ничего, кидались хлебными шариками, младший брат облился борщом, и старший радостно его обзывал, отец младшему советовал дать за такие обзывалки старшему ложкой в глаз.
Мать, по словам Д. разозлилась, раскричалась, устроила истерику, типа, ее не уважают и это не веселье, а безумие, семья не должна себя так вести. Кричала, что она много раз просила прекратить, а ее игнорируют.
А потом она легла на кровать и неделю не вставала и не с кем не разговаривала. И ничего дома не делала.
— Демонстративно обижалась. — Говорит сейчас Д.
Отец скандалил, заставлял вставать, говорил, что на детей нечего обижаться и вообще, нечего своими обидами всем жизнь портить…
— Ну она так вставала, на работу ходила, дома что-то делала. С нами разговаривать отказывалась, ну у нее и раньше такое бывало. — Описывал Д.
А однажды мать там с работы не пришла. Сразу не забеспокоились. Решили, что она так им свои обидки демонстрирует. И через сутки только злились — где шляется. Через трое были уверены — завела себе мужика и их бросила. В нелегкое время девяностых.
Это он до сих пор не простил. То, что им потом с братом только с отцом жить пришлось, а в девяностые когда только один родитель работал, тяжко было.
А вот почему она не пришла, Д. рассказывает с неохотой. И всегда, кому бы историю не рассказывал, особо упирает, что на похороны много очень денег тогда потратили. А ведь деньги на жизнь нужны были. Короче, уважаемые читатели, вы поняли — там дама решила, что в этом мире ей места нет?
Страшная история. На самом деле страшная. Она, скорее всего, о психических проблемах, которые близкие не замечали. Или о депрессии. Я не психиатр, не могу ставить диагнозы, тем более, спустя много лет.
К чему я ее рассказал?
Да все просто. Я сам, да и комментаторы, мы постоянно пишем и говорим, что родители должны быть эмпатами и чувствовать своего ребёнка.
Об этом же говорят психотерапевты, психологи, педагоги.
И очень редко кто вспоминает, что дети тоже должны обладать эмпатией. И обращать внимание на состояние родителей. И задумываться о том, каково им.
Сейчас считают: детскую психику надо беречь.
А взрослую — не надо?
Семья — это такая штука (место? ячейка общества?) в которой берегут всех. И маленьких, и стареньких, и взрослых. Иначе это — не семья. И да, там, где тебя в грош не ставят, где твои просьбы игнорируют, где тебя оскорбляют, человек может сломаться.
Взрослый — тоже.
Причем депрессии бывают не только у женщин, у мужчин тоже. И много. Просто им, чаще всего, вообще отказывают в праве иметь какие-то проблемы. Ты мужик - будь сильным, паши!
И да, такое, чаще всего, случается в тех «семьях» где взрослые - ресурс. Причем таких «семей» становится все больше и больше.
Знаете, я все чаще вижу, как гаснут глаза любящих родителей, которые много лет из шкуры вон лезли, «поднимая детей».
— Я мечтаю о том моменте, когда младшему исполнится восемнадцать. — Признался недавно знакомый, не очень близкий, но достаточно откровенный для таких признаний. — Мы с женой свалим. Сразу же. Так, чтобы они (дети) нас и с полицией не нашли…
Еще семь лет назад этот человек был полон энтузиазма, радовался тому, что его дети растут умными, смелыми, не ограниченными интеллектуально и что он, что его жена делали все, чтобы «наши дети росли в условиях лучших, чем мы»…