Найти в Дзене
Ульяна и книжный шкаф

"Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения": отзыв о самом спорном романе Ф. Бакмана

Я смеялась, плакала и снова смеялась. А еще недоумевала, почему роман Фредрика Бакмана "Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения" считают не самым удачным произведением автора. Ведь столько любви, боли и принятия, сколько вместила в себя эта книга, я в литературе давно не встречала. Эльсе семь, почти восемь. И у неё есть бабушка, которую все считают эксцентричной, а, если уж быть совсем честными, чокнутой. Но друга лучше, чем бабушка, Эльса и представить себе не может. Кто еще ради того, чтобы ты улыбнулась после неудачного дня в школе, полезет в вольер к обезьянам и будет кидаться в полицейского землей (и не только)? Кто еще каждый вечер перед сном будет на облаконях увозить тебя в Миамас, выдуманную страну, где Эльса - один из храбрых рыцарей, где она может ответить своим обидчикам, где нет развода родителей, Полукто, который вот-вот должен родиться у Эльсиной мамы и перетянуть все её внимание на себя, где происходят невероятные чудеса? "Каждый семилетний ребенок засл

Я смеялась, плакала и снова смеялась. А еще недоумевала, почему роман Фредрика Бакмана "Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения" считают не самым удачным произведением автора. Ведь столько любви, боли и принятия, сколько вместила в себя эта книга, я в литературе давно не встречала.

Фото: Козынцева У.
Фото: Козынцева У.

Эльсе семь, почти восемь. И у неё есть бабушка, которую все считают эксцентричной, а, если уж быть совсем честными, чокнутой. Но друга лучше, чем бабушка, Эльса и представить себе не может. Кто еще ради того, чтобы ты улыбнулась после неудачного дня в школе, полезет в вольер к обезьянам и будет кидаться в полицейского землей (и не только)? Кто еще каждый вечер перед сном будет на облаконях увозить тебя в Миамас, выдуманную страну, где Эльса - один из храбрых рыцарей, где она может ответить своим обидчикам, где нет развода родителей, Полукто, который вот-вот должен родиться у Эльсиной мамы и перетянуть все её внимание на себя, где происходят невероятные чудеса?

"Каждый семилетний ребенок заслуживает иметь своего супергероя. Это факт. А кто не согласен, тому надо проверить голову".

Так считает Эльсина бабушка. Но даже супергерои умирают, что уж говорить о бабушках. Фредрику Бакману удивительно точно удалось передать чувство растерянности, гнева, отрицания, которые накрывают тебя, когда близкий человек тебя покидает, и не важно, семь тебе или почти восемь. Эльса злиться на бабушку, а, выполняя её странное поручение, прописанное в завещании, согласно которому девочка должна разносить бабушкины письма её знакомым, маленькая героиня узнает о своем супергерое и её жизни то, что совершенно выбивает почву из-под ног. И у неё, и у читателя.

Сложно представить, что бабушка может быть кем-то, кроме бабушки, что у неё до твоего рождения была большая и сложная жизнь. Мы узнаем, что Эльсина бабушка работала хирургом в горячих точках, сколько людей она спасла, скольким не успела помочь. Я пишу этот отзыв, а на глаза снова наворачиваются слезы, когда я вспоминаю историю Морского ангела, Волчьего сердца и других героев Миамаса, которые не во сне, а наяву встают перед Эльсой, чтобы рассказать ей, кем была её бабушка.

Момент, когда сказки Миамаса начинают обретать смысл, когда ты вместе с героиней пытаешься понять, какие реальные события стоят за волшебными приключениями героев легенд, был одним из тех чудес, ради которых я в принципе читаю книги. Когда чувствуешь, что все, в чем ты был уверен до сих пор, лишь фасад, за которым скрывалось нечто более важное, фундаментальное, глубокое. Правда, Эльса отнеслась к этому иначе. Ей показалось, что все было обманом, что её водили за нос, она не тосковала по бабушке, она на неё злилась, и бабушка этого ожидала. Но разве злость не лучше, чем тоска? Злость заставляет действовать, заставляет жить.

"Главная сила смерти не в том, что она убивает, а в том, что она убивает желание жить".

И это правда. Как это ни странно, но книга о сумасбродной бабушке, семилетней девочке и странных сказках на самом деле оказалась о том, как человеку победить смерть и боль и как редко ему удается это сделать. Роман соединил в себе все лучшее, что в той или иной степени встречается в книгах Ф. Бакмана: и юмор ("Что мой сын должен знать об устройстве этого мира"), и абсурд ("Тревожные люди"), и щемящую нежность и любовь к людям ("Вторая жизнь Уве"), и веру в чудеса ("Здесь была Бритт-Мари").

Да, это произведение Ф. Бакмана оказалось странным, немного хулиганским, фантазийным, совершенно не правдоподобным и невероятно чудесным. Ты закрываешь книгу и чувствуешь, что полон до краев любовью, нежностью, смехом. Плачешь, и из груди выходят напряжение, боль неудач, обиды и разочарования, и дышать становится легче. За это я и люблю романы Фредрика Бакмана. Он, как никто, умеет напомнить: "Жизнь ведь она такая - невероятно сложная и очень простая одновременно".

Прочитайте романы Фредрика Бакмана! Уверена, вы не пожалеете: