«Радость моя, Христос Воскресе!», «Спасайся сам, и тысячи спасутся вокруг тебя», – эти слова преподобного Серафима Саровского, память которого мы празднуем 1 августа, знают, пожалуй, все православные жители нашей страны. Но это лишь очень малая часть тех наставлений, которые сохранили в своей памяти его собеседники. Предлагаем читателям некоторые из них, касающиеся самых разных сторон нашей жизни.
О молитве
«Велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божьего, и ее удобнее всего всякому исправлять».
«Когда ты молишься, проси у Бога именем Христа то, что тебе нужно, но помни: какой ценой Христос получил власть тебе это даровать...» По мысли святителя Антония Сурожского, этим преподобный хотел сказать: не проси ни о чем, что недостойно Божией крестной любви, смерти, распятия Спасителя Христа».
О борьбе с унынием
«Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха, "печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 31.25)».
«Кто победил страсти, тот победил и печаль. А побеждаемый страстями не убежит оков печали. Как больной виден по цвету лица, так облачаемый страстью обличается от печали. Кто любит мир, тому невозможно не печалиться. А презревший мир всегда весел».
Об обидах и общении с людьми
«За обиду, какова бы она ни была, не должно отмщать, но, напротив, прощать обидчикам от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божия: «аще не отпущаете человеком согрешения их, ни отец ваш небесный отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6. 15)».
«…оскорбления от других должно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению, как бы их оскорбления нас не касались. Таковое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью для Самого Бога».
«Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на прочих издавать свет просвещения разума; прежде же сего человеку надобно повторять сии слова пророчицы: "Да не изыдет велеречие из уст ваших" (1 Цар. 2.3) и слова Господни: "Лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда узриши изъяты сучец из очесе брата твоего" (Мф. 7.5)».
О покаянии
«Как во всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние. Несомненно приступай к покаянию, – и оно будет ходатайствовать за тебя пред Богом».
О болезнях
«Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвигов или даже более».
О милостыни
«Должно быть милостивым к убогим и странным; о сем многие пеклись великие светильники и отцы Церкви. Творить милостыню мы должны с душевным расположением, по учению св. Исаака Сирина: "Аще даси что требующему, да предварит даяние твое веселие лица твоего, и словесы благими утешай его" (Сл. 89)».
О чтении Священного Писания
«Надобно так себя приучить, чтобы ум как бы плавал в Законе Господнем, которым руководствуясь, должно устроять жизнь свою…»
«Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставляет человека Своею милостью, но исполняет его дара разумения».
О трудах и страданиях
«Как воск не разогретый и не размягченный не может принять налагаемой на него печати, так и душа, не искушенная трудами и немощами, не может принять на себя печати добродетели Божией».
О надежде на Бога
«Если человек не имеет излишнего попечения о себе из любви к Богу и для дел добродетели, зная, что Бог печется о нем, то таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек все упования свои возлагает на свои дела, к Богу же обращается с молитвою тогда лишь, когда его постигают непредвиденные беды, и он, не видя в собственных силах средств к отвращению их, начинает надеяться на помощь Божию, то такая надежда суетна и ложна».