Сенсомоторная алалия коварна тем, что спонтанные речевые реакции в виде звуков и коротких слов могут совсем уйти у ребёнка к 4-5 годам.
Мамы рассказывали мне, что помнят дату, после которой больше не слышали ни одного звука от своего ребёнка, хотя до этого дня что-то, да проскальзывало.
Не так давно смотрела мальчика с выраженной сенсомоторной алалией. В 4,5 года он уже абсолютно "не звучал", даже плакал молча.
Почему так происходит? Куда пропадают целые звукомплексы, которые родители день за днём слышали от ребёнка?
Объясняется пропажа спонтанных голосовых реакций просто
Из-за отсутствия понимания речи, без возникающей связи между визуальными и звуковыми образами, ребёнок перестаёт тратить ресурсы на голосовые реакции. Отказывается от них за ненадобностью.
Чем раньше начали работу по вызыванию звуков речи, тем легче получить все три "технических" компонента для произнесения фонем.
Техника произвольной речи включает в себя
- направленный речевой выдох;
- осознанную голосоподачу;
- правильные движения органов артикуляции.
Если спонтанные речевые реакции у ребёнка присутствуют, то механическая помощь при вызывании произвольных звуков помогает очень быстро: от одной недели до 2-3 месяцев понадобится, чтобы ребёнок понял, чего вы добиваетесь и начал озвучивать те буквы, которые видит.
Когда зажимание носа у ребёнка не приводит к голосовой реакции, мы понимаем, что об артикуляции думать преждевременно. Все усилия направляем на то, чтобы ребёнок смог найти свой голос.
У нас есть голосовые реакции, основанные на безусловных рефлексах, например, смех, плач, кашель, чихание.
Используем для образования связки "зрительный образ - голосоподача" все эти проявления.
Зажали носик, а ребёнок сидит и терпит, не плачет, не вырывается, просто ждёт, когда вам надоест держать его за нос. Значит, это не его способ!
Проявите изобретательность, включите свои положительные эмоции, поймайте момент, когда вашему малышу весело. Он прыгает по дивану и смеётся? Отлично, именно в этот момент озвучьте и покажите одну из гласных букв (А, О, У, Э, Ы, И). Дайте ему понять через поощрение, что его голос во время смеха - это именно то, что нужно. Чихнул? Срочно предъявите букву "А", прозвучала голосоподача, скорее закрепляйте её!
При отсутствии самого главного на этапе вызывания звуков - произвольной голосоподачи - нужно сосредоточиться только на ней.
Необходимо сузить задачу, никаких согласных звуков, провоцируем только гласные. Когда справимся с включением голосовых складок, спокойно пойдём дальше, будем нарабатывать артикуляторные уклады согласных звуков, не бойтесь, дойдем и до них!
А пока нет голоса, нельзя сделать и шага в нужном для становления речи направлении.
Мы используем для осознания голосоподачи реакцию плача, потому что она присутствует у детей в большинстве случаев. Но если ребенок НЕ хочет плакать, не заставляем его это делать. Напрягитесь, найдите в себе эмоциональные резервы и смейтесь с ребёнком!
Важно: не ждите, что звуки будут отличаться друг от друга. Они все сначала звучат одинаковым выкриком, но буквы при этом мы показываем разные и сами говорим их правильно. А от ребёнка ждём только закрепления осознанной голосовой реакции. После того, как он сможет на все буковки давать звук, похожий на [А], при этом произносить будет с открытым ртом, можно приступать к формированию артикуляции.
Часто упоминаю о том, что мы с мамами очень много смеемся на занятиях, это значительно продуктивнее, чем слезы. Конечно, от них трудно уберечься, но добиваться их специально нам не приходит в голову. Работаем на позитиве, даже если ребёнок хорошо "маскирует" положительный настрой. Утешили и снова щекочем, тормошим ребёнка, чтобы поймать такой нужный чудный голосок и поставить его на службу речи!
Один из моих учеников мог произносить (скорее кричать) звуки, только прыгая на кровати и хохоча. Родители даже паниковали, что же это, он сможет говорить лишь в спальне? Но прошло не слишком продолжительное время, мальчик у нас уже на уровне ОНР 2, говорит везде. Как, собственно, и ожидалось.
Дорогие родители, кто узнал свою ситуацию, прошу, прислушайтесь и постарайтесь смеяться, а не рыдать на занятиях.
Всем успехов в развитии речи!